ЧАСТЬ ВТОРАЯ

ПОСЛЕ КОНЧИНЫ ПРОРОКА




1 - КОНЧИНА ПРОРОКА ИСЛАМА (ДА БЛАГОСЛОВИТ АЛЛАХ ЕГО И РОД ЕГО!)

Великий Пророк Ислама (да благословит Аллах его и род его!) после завершения "хаджат ал-вида'" и возвращения в Медину оснастил войско под командованием Оссаме ибн Зейда и приказал ему отправиться в Дамаск для борьбы с врагами. Зная, что вскоре он покинет этот мир и предстанет перед своим Господом, Пророк для того, чтобы после его кончины некоторые противники не помешали Али (да будет мир с ним!) стать его преемником, о чём он объявил мусульманам в Кадир Хоме, приказал группе мухаджиров и ансаров, в том числе Абу Бакру, Умару и Абу Убайду отправиться в Дамаск вместе с войском Оссаме, чтобы во время кончины его светлости эти люди не находились в Медине. Однако, как пишут историки, они игнорировали этот приказ Пророка.
В тот же день Пророк заболел и находился вначале в доме Омме Саламе, а затем - в доме Аиши. Мусульмане навещали Пророка (да благословит Аллах его и род его!), и его светлость давал им наставления, в частности касательно своего семейства.
В один из дней, когда Пророк, будучи больным, пошёл в мечеть для совершения намаза, он увидел Абу Бакра и Умара и спросил их, почему они не отправились вместе с Оссаме. Абу Бакр ответил: "Я был в отряде Оссаме и вернулся, чтобы справиться о Вашем здоровье!" Умар сказал: "Я не пошёл потому, что не хотел расспрашивать приезжающих из Медины людей о Вашем здоровье. Я хотел остаться вблизи Вас!" Пророк (да благословит Аллах его и род его!) приказал им примкнуть к войску Оссаме и трижды повторил свой приказ (однако они не подчинились).
Самочувствие его светлости ухудшалось с каждым днём, и мусульмане беспокоились за Пророка. Однажды, когда у Пророка находились некоторые из его соратников, он сказал: "Принесите мне бумагу и чернила. Я напишу вам то, благодаря чему вы не впадёте в заблуждение." Умар сказал: "Этот человек бредит и не осознаёт своих слов. Для нас достаточно иметь Божье Писание!" Тогда присутствовавшие стали спорить, и великий Пророк (да благословит Аллах его и род его!) сказал: "Уходите отсюда. Вы не должны спорить в моём присутствии."
Несомненно, Умар знал, что его светлость желал подчеркнуть важность события в Кадир Хоме и вновь написать о халифате Али (да будет мир с ним!). Поэтому он воспрепятствовал тому, чтобы Пророку (да благословит Аллах его и род его!) были принесены бумага и чернила. В хадисе со слов Ибн Аббаса говорится, что сам Умар признаётся: "Я понял, что Пророк желает документировать халифат Али, и помешал этому во благо людей."
В тот день надо было спросить Умара, во-первых, как посмел он утверждать, что Пророк бредит, в то время как Аллах наделил его светлость таким качеством как непорочность, и он передавал слова Аллаха. В Священном Коране Господь говорит: « И речи он ведёт не по прихоти (своей). Они (т.е. речи) - лишь откровение внушённое.» Во-вторых, каким образом он может лучше Пророка знать благо людей, чтобы помешать исполнению приказа Пророка? Именно из этих слов Умара можно сделать вывод, что он не имел правильного представления о священном и духовном значении Пророка и поэтому не подчинялся его приказам. Кутб ад-Дин Шафэи Ширази, один из величайших суннитских учёных, в книге "Кашф ал-Уйуб" пишет: "Несомненно, нельзя пройти путь без проводника. Я удивляюсь словам халифа Умара, да будет доволен им Аллах, сказавшего: "С нами Коран, и мы не нуждаемся в проводнике." Эти слова подобны словам человека, который утверждает, что пока с нами книга о врачевании, мы не нуждаемся во враче. Вполне ясно, что эти слова неприемлемы и являются абсолютной ошибкой, ибо каждый, кто не сможет понять книгу врачевания, непременно должен обратиться к врачу, знакомому с этой наукой.
Это относится и к Священному Корану. Каждый, кто не сможет своим умом понять это Писание, должен обратиться к человеку, осведомлённому в этом деле. Так, Всевышний Аллах в Коране (сура "Корова", аят 83) говорит:
"Истинная книга заложена в сердцах тех, кто знаком с этой наукой." Так, Аллах в 48 аяте суры "Паук" говорит: «» "Напротив, оно (Писание, т.е. Коран) - ясные знамения в сердцах тех, кому даровано знание, и не признают Наши значения только нечестивцы." Поэтому его светлость Али (да возвеличит Аллах его значение!) сказал: " Я - говорящая книга Аллаха, и этот Коран - безмолвная книга."
Итак, болезнь Пророка (да благословит Аллах его и род его!) осложнилась, и в конце месяца сафар 11 года хиджры, а по некоторым преданиям, 12 раби ал-авваля того же года Пророк после наполненной борьбой за веру жизни скончался в шестидесятитрёхлетнем возрасте. Али (да будет мир с ним!) вместе с Аббасом и другими членами семейства Хашемидов обмыл труп его светлости. Пророк был похоронен там же, где скончался.

(без перевода)
(Али, да будет мир с ним!)



2 - СОБЫТИЕ В САКИФЕ

В то время как Али (да будет мир с ним!) вместе с другими членами семейства Хашемидов был занят похоронами Пророка, группа ансаров и мухаджиров собралась в беседке принадлежащего семейству Бани Саэд сада в одном из кварталов Медины. Это место, изменившее в тот день ход истории мусульманского общество, до того времени не имело особого значений.
Один из ораторов ансаров Сабит ибн Кейс пригласил Са'да ибн Ибадат и нескольких знатных представителей двух племён Оус и Хазрадж в Сакифе Бани Саэд, где между этими двумя племенами возникло разногласие по поводу выбора халифа, решившееся в конечном итоге в пользу мухаджиров.
С другой стороны, один из мухаджиров сообщил Умару о собрании ансаров, и Умар поспешил к Абу Бакру и в свою очередь сообщил ему эту новость. Абу Бакр отправил нескольких людей к Абу Убайду, чтобы осведомить его об этом собрании. Наконец, эти трое в сопровождении других мухаджиров поспешили в Сакифе и присоединились к группе ансаров Са'да ибн Ибадат, приветствуя её по традиции периода невежества.
Здесь уместно более подробно рассказать о собрании в Сакифе, ставшим основным критерием убеждений суннитов, а затем продолжить повествование.
В числе участников этого собрания можно назвать следующих известных лиц: Абу Бакр, Умар, Абу Убайд, Абд ал-Рахман ибн Оуф, Са'д ибн Ибадат, Сабит ибн Кейс, Усман ибн Аффан, Харис ибн Хошшам, Хассан ибн Сабит, Башар ибн Са'д, Хубаб ибн Манзар, Мокайрат ибн Шоубе, Асид ибн Хазир. После того как собрались перечисленные лица, Сабит ибн Кейс поднялся со своего места и, обратившись к мухаджирам, сказал:

- Наш Пророк, который был Божьей милостью и лучшим из Пророков, покинул нас, и мы должны избрать для себя халифа. Этот халиф должен быть ансаром, так как ансары были более верными соратниками для Пророка (да благословит Аллах его и род его!), нежели мухаджиры. Его светлость начал свою миссию в Мекке, а вы, мухаджиры, даже будучи свидетелями его чудес и божественного величия, постоянно мучали и преследовали его, так что его светлость был вынужден переселиться в Медину. Как только Пророк вошёл в Медину, мы, ансары, стали поддерживать его и горячо приветствовали его. Священный Коран свидетельствует, что мы предоставили свой город и свои дома в распоряжение мухаджиров. Если у вас есть свои доводы, приведите их, а если нет, склоните головы перед нашими добродениями и самоотверженностью и не допустите уничтожения нашего единства.

Услышав эти слова, Умар рассердился и встал, чтобы дать ответ, однако Абу Бакр не позволил ему этого сделать и сам ответил ансарам. Он сказал:

- О, сын Кейса! Да удостоит тебя Аллах своей милостью, ибо всё, что ты сказал - правда. Все мы признаём правоту ваших слов, однако послушайте и вы рассказ о добродеяниях мухаджиров и вспомните слова Пророка (да благословит Аллах его и род его!), сказанные в наш адрес. Если вы приютили нас, то мы проявили большую самоотверженность. Ради Пророка и религии Аллаха мы оставили свои дома и переселились в ваш город. Аллах в Своём Писании превозносит нас, и в этом аяте говорится именно о нас: "Это переселившиеся бедняки, изгнанные со своего места и лишившиеся своего имущества ради милости Аллаха и оказавшие помощь своему Аллаху и Его посланнику. Они правдивы."

Таким образом Господь повелел, чтобы и вы подчинялись нам. Кроме того, арабы не склонят свои головы ни перед кем, кроме Курайша. Сам Пророк (да благословит Аллах его и род его!) приказал подчиняться Курайшу и сказал: " Имам должен быть из Курайша."[23] Призывая вас подчиняться курайшитам, я не имею задней мысли и не преследую личных интересов. Я говорю во благо всех мусульман. Здесь присутствуют Умар и Абу Убайд, присягните в верности одному из них.
Услышав эти слова, Сабит ибн Кейс вновь обратился к мухаджирам и сказал: "Согласны ли вы с мнением Абу Бакра о присяге в верности одному из них (Умару и Абу Убайду) или же выбираете халифом самого Абу Бакра?"
Мухаджиры в один голос ответили: "Мы согласны со всем, что говорит правдивый Абу Бакр, и принимаем его решение."
Сабит ибн Кейс воспользовался этими словами и сказал: "Вы говорите, что Пророк (да благословит Аллах его и род его!) назначил Абу Бакра халифом для мусульман и в дни своей болезни отправлял его в мечеть для совершения намаза. В таком случае по какому законному праву Абу Бакр нарушает приказ Пророка (да благословит Аллах его и род его!) и передаёт бразды правления Умару и Абу Убайду? А если Пророк не определил халифа, почему вы клевещете на его светлость?"
Этими несколькими словами Сабит ибн Кейс нанёс сокрушительный удар Абу Бакру и отверг слова мухаджиров. Ансары, ещё более возбуждённые этими словами Сабита, стали настаивать на своём мнении.
В это время один из ансаров, Хубаб ибн Манзар, поднялся со своего места и сказал: "Всем известны услуги ансар Исламу. Они не нуждаются в разъяснении. Если мухаджиры не признают нас, а мы не желаем подчиняться им, в таком случае (один правитель от нас и один от вас)." Са'д ибн Ибадат (глава племени Хазрадж) воскликнул: "Неразумно и нелогично, чтобы одна религия и одно общество возглавлялось двумя правителями!"
Между двумя племенами ансаров (Оус и Хазрадж) возникло разногласие, и племя Оус, в частности Башар ибн Са'д принял сторону мухаджиров, чтобы не допустить халифата Са'да ибн Ибадат. Племя Хазрадж продолжало возражать, в результате чего атмосфера накалилась и руки потянулись за мечами. Вот вот должна была начаться кровавая бойня. Асид ибн Хазир, предводитель племени Оус, разорвал свои отношения с племенем Хазрадж.
Умар воспользовался разногласием ансаров и, обратился к ним со следующими словами:
"Башар ибн Са'д и Асид ибн Хазир согласились с тем, что халиф должен быть избран из числа курайшитов, чтобы ему подчинялись различные арабские племена. Слова Хубаба ибн Манзар о выборе двух правителей неразумны и не приведут ни к чему, кроме заговоров и разврата. Так подчинитесь же мухаджирам, чтобы избежать разногласий и не нарушить единства мусульман!"
Несмотря на то, что слова Умара и конфликт двух племён Оус и Хазрадж в некоторой степени ослабили решимость ансаров и дали перевес мухаджирам, некоторые из ансаров стали призывать остальных не поддаваться действию слов Умара.
Умар вновь заговорил о превосходстве мухаджиров, назвал ансаров колеблющимися между страхом и надеждой и стал поучать их. Затем он взял Абу Бакра за руку и сказал: "О люди! Это - друг Пророка (да благословит Аллах его и род его!), который был с его светлостью в пещере и которому Пророк доверял свои тайны. Поспешите присягнуть в верности этому человеку и заслужить милость Аллаха и Его посланника!"[24]
Некоторые из ансаров согласились со словами Умара и сказали своим соплеменникам: "Умар прав. Грех не согласиться с его словами." В этот момент ансары подумали, что птица счастья пролетела над их головами и раскрыла свои крылья над мухаджирами, ибо большинство ансаров были единогласны с мухаджирами в деле выбора халифа.
Концовка:
Наконец, Умар, не мешкая, встал и, взяв Абу Бакра за руку, сказал: "Теперь, когда мусульмане готовы принять тебя своим предводителем, дай мне свою руку, чтобы я присягнул тебе в верности." Абу Бакр в свою очередь предложил халифат Умару, однако тот опередил Абу Бакра и заключил с ним союз. Племя Оус, несмотря на протесты племени Хазрадж, присоединилось к Умару и присягнуло в верности Абу Бакру. Так дело было завершено в пользу Абу Бакра.
Таким образом состоялось собрание, на которое опираются сунниты и согласно которому считают халифат Абу Бакра результатом совещания и хода истории. Собрание, о проведении которого не знали многие члены племени Хазрадж, семейство Хашемидов и такие верные соратники Пророка как Салман, Абу Дар, Мегдад, Аммар, Хазимат ибн Сабит, Сахл ибн Хунайф, Усман ибн Хунайф, Абу Айуб Ансари, а также мусульмане Мекки, Йемена, Наджрана и других городов Аравии.
Умар не умолкал ни на минуту и призывал людей заключить союз с Абу Бакром. Покинув Сакифе, он no-прежнему отправлял встречавшихся ему на улицах и рынках людей в мечеть, чтобы они присягнули в верности Абу Бакру. Не ведая ни о чём, люди группами приходили к Абу Бакру и приносили присягу.
Абу Бакр поднялся на минбар мечети и сказал: "О люди! Моё правление вами не означает моего преимущества над вами. Я старше вас, а не лучше. В любом деле я буду спрашивать вашего совета и просить вашей помощи и буду действовать согласно традициям Пророка (да благословит Аллах его и род его!). Если заметите, что я сошёл с этого пути, можете оставить меня и заключить союз с другим. А если я буду действовать по справедливости, поддерживайте меня."
Согласно закону о причинах, каждая причина имеет свои последствия, и между причиной и её последствиями существует схожесть. Никогда ошибочное предположение не приводит к правильному заключению, ибо:
Коли поставил криво первый ты кирпич,
До самых звёзд кривою выстроишь стену.
Поэтому собрание в Сакифе нанесло удар Исламу, последствиями которого можно смело считать проблемы, возникшие для Али (да будет мир с ним!) и приведшие к его мученической гибели, трагедию в Кербеле и пленение семейства Пророка, а также другие события подобного рода. Ходжатоль-ислам говорит:
Тот, кто разработал план совета,
Там же сделал неизбежным день. Ашуры.
В другом месте Ходжатоль-ислам говорит:
Знаешь ли ты, когда попала в плен дочь Захры?
В тот день, когда собрался тот совет.

(без перевода) ("Путь Красноречия", проповедь Шакшакие)


3- ПРАВЛЕНИЕ АБУ БАКРА

Не успел Али (да будет мир с ним!) обмыть и похоронить тело Пророка (да благословит Аллах его и род его!), как вошёл человек и сказал: "О Али, поспеши. Мусульмане собрались в Сакифе Бани Саэд и выбирают халифа." Али (да будет мир с ним!) сказал: "Всевышний Аллах! Как эти люди могут называть себя мусульманами? Тело их Пророка не похоронено, а они уже думают о власти." Не успел Али (да будет мир с ним!) сказать это, как вошёл другой человек и сказал: "Вопрос о халифате решён. Вначале между мухаджирами и ансарами возник спор, но дело решилось халифатом Абу Бакра. Все люди, помимо нескольких человек из племени Хазрадж заключили с ним союз."
Али (да будет мир с ним!) спросил: "Каким образом ансары аргументировали своё право на халифат?" Тот человек ответил: "Ввиду того, что Пророк был из семейства Хашемидов, они утверждали, что имам также должен быть из числа ансаров. Они также упоминали о своих услугах и самоотверженной поддержке Пророка и других мухаджиров."
Али (да будет мир с ним!) спросил: "Почему мухаджиры не смогли дать ансарам убедительный ответ?"
Тот человек сказал: "Каков убедительный ответ ансаров?"
Али (да будет мир с ним!) ответил: "Разве ансары забыли, что Пророк (да благословит Аллах его и род его!) неоднократно обращался к мухаджирам и говорил им, чтобы они любили ансаров и прощали им их ошибки. Эти слова Пророка свидетельствуют о том, что он поручил ансаров мухаджирам. Если бы ансары были достойны халифата, Пророк не поручал бы их мухаджирам, а наоборот, поручил бы мухаджиров заботам ансаров."
Затем Али (да будет мир с ним!) спросил: "Каковы были аргументы мухаджиров?"
Тот человек ответил: "Они много говорили, но суть их слов заключалась в том, что они принадлежат к родословной ветви Пророка- Аллаха и более достойны править обществом, нежели-ансары."
Али (да будет мир с ним!) сказал: "Почему мухаджиры не действуют согласно своим словам? Если они принадлежат к родословной ветви Пророка Аллаха, то я - плод этой ветви. Если поводом для халифата служит близость и родство с Пророком (да благословит Аллах его и род его!), то я самый близкий к Пророку человек."
Помимо коранических аятов и высказываний Пророка о халифате Али (да будет мир с ним!), этих слов Али (да будет мир с ним!) было достаточно для того, чтобы опровергнуть все доводы мухаджиров и ансаров, собравшихся в Сакифе.[25]
Так или иначе, не успели мусульмане предать земле прах своего Пророка (да благословит Аллах его и род его!), как Абу Бакр стал халифом. Однако по сути его халифат ещё не был узаконен, ибо многие из ансаров и других мусульман, в частности семейство Хашемидов, не заключили с ним союз. Умар сказал Абу Бакру: "Неплохо бы тебе встретиться с Аббасом ибн Абд ал-Муталлибом, дядей Пророка и старейшиной Хашемидов, подкупить и склонить его на свою сторону, чтобы он не поддерживал Али." Абу Бакр, не медля, встретился с Аббасом и заверил его в своём глубоком уважении к нему, однако Аббас дал решительный ответ: "Если причиной твоего халифата стало твоё утверждение о близких отношениях с Пророком, то в таком случае ты попрал наши права, ибо Пророк (да благословит Аллах его и род его!) был членом нашего семейства, и мы были к нему ближе всех остальных. Если ты стал халифом благодаря мусульманам, мы, самые первые из всех мусульман, не давали тебе такого права. Если то, что ты обещаешь мне из имущества, принадлежит нам, по какому праву ты захватил его? Если это твоё имущество, лучше не давай мне его, ибо я в нём не нуждаюсь, а если это имущество правоверных, ты не имеешь права распоряжаться им."
Али (да будет мир с ним!) был прекрасно осведомлён обо всех этих играх. Он видел и знал, что участники собрания в Сакифе так ловко провели людей, что они уже не могут воспринять истину. Для того, чтобы доказать это семейству Хашемидов и своим соратникам, Али (да будет мир с ним!) в сопровождении Фатимы, Хасана и Хусейна (да будет мир с ними!) ходил в дома людей и призывал их заключить с ним союз, однако на этот призыв откликнулись всего лишь несколько человек.
Большинство историков написали, что Али (да будет мир с ним!) три ночи подряд заходил в дома мусульман и призывал их принести ему присягу в верности. Он перечислял им свои права, однако большинство мусульман отворачивались от его светлости. Не получив от людей положительного ответа, его светлость стал безвыходно сидеть в своём доме.
С другой стороны, Умар постоянно твердил Абу Бакру: "До тех пор, пока ты не получишь присяги Али, основы твоего правления будут непрочными. В твоих интересах вызвать его к себе и взять с него присягу в верности, чтобы остальные члены семейства Хашемидов по примеру Али заключили с тобой союз."
Абу Бакр приказал Халиду ибн Валиду в сопровождении нескольких человек, в том числе Абд ал-Рахмана ибн Оуф и самого Умара вызвать к нему Али (да будет мир с ним!). Эти люди подошли к дому Али (да будет мир с ним!), постучались в дверь и сказали, что пришли за его светлостью, чтобы он заключил союз с Абу Бакром. Али (да будет мир с ним!) не согласился пойти с ними и не пустил Халида и его спутников в дом.
Халид ибн Валид приказал своим спутникам ворваться в дом. Они проломили половину Двери и насильно ворвались в дом.[26]
В это время Зобейр ибн Аввам, находившийся в услужении Али (да будет мир с ним!), вынул из ножен свой меч и пригрозил Халиду и его спутникам, однако два человека набросились сзади -на Зобейра, а другие окружили Али (да будет мир с ним!) и, связав его руки, повели к Абу Бакру. Увидев Абу Бакра, Али (да будет мир с ним!) сказал: "О сын Абу Кахафа, что за приказ ты дал? Почему меня привели сюда подобным образом? Почему ты так обращаешься с семейством Пророка? Разве ты забыл приказания его светлости?"
Не успел Абу Бакр ответить, как Умар сказал: "Мы привели тебя сюда для того, чтобы ты заключил союз с халифом Пророка Аллаха!"
Али (да будет мир с ним!) сказал: "Будет лучше, если мы поговорим логично и разумно. Во-первых, скажите мне, в чём заключается секрет вашего успеха и победы над ансарами в Сакифе и какими доводами вы убедили их?"
Умар сказал: "Нашим доводом было превосходство Курайша над другими арабскими племенами и преимущество мухаджиров над ансарами и, важнее всего, наше родство и близость к Пророку (да благословит Аллах его и род его!)."
Али (да будет мир с ним!) сказал: "Я отвечу вам согласно вашей же логике и буду говорить с вами на вашем же языке, хотя у меня есть и другие доводы. Если вы превосходите ансаров ввиду родства и близости к Пророку (да благословит Аллах его и род его!) и если критерием халифата является родство и близость к Пророку (да благословит Аллах его и род его!), все знают, что я- самый близкий к Пророку из всех арабов, ибо я являюсь сыном его дяди, зятем и отцом двух его внуков."
Умар, бессильный ответить на этот логичный аргумент, сказал: "Мы не оставим тебя в покое, пока ты не заключишь с нами союз!" Али (да будет мир с ним!) сказал: "Хорошо же вы сговорились друг с другом. Сегодня ты стараешься ради него, чтобы в дальнейшем он возвратил тебе халифат. Клянусь Аллахом, я не присягну ему, ибо это он должен присягнуть мне." Затем он обратился к народу со следующими словами: "Эй, мухаджиры, бойтесь Бога и не лишайте семейства Пророка (да благословит Аллах его и род его!) данной ему Господом власти. Клянусь Аллахом, мы, члены семейства Пророка, достойнее вас править обществом. Не подчиняйтесь своим душевным вожделениям, ибо сойдёте с пути истины." Затем Али (да будет мир с ним!), не присягнув Абу Бакру, возвратился домой и находился дома безвыходно, пока не умерла Захра (да приветствует её Аллах!). Лишь тогда он был вынужден заключить союз с Абу Бакром.
Протесты некоторых мусульман в адрес Абу Бакра: Когда Абу Бакр стал халифом, небольшая группа мусульман на пятый день после кончины Пророка (да благословит Аллах его и род его!) собралась в мечети и стала увещевать Абу Бакра. Абу Дар Гаффари, воздав хвалу Аллаху и перечислив достоинства Пророка Ислама (да благословит Аллах его и род его!), сказал: "Эй, Абу Бакр! Захват халифата из рук Али (да будет мир с ним!) равносилен игнорированию приказа Аллаха и Его Пророка, и умный и дальновидный человек не станет менять вечный и бесконечный загробный мир на преходящую земную жизнь. Ты слышал об этом от наших предшественников. Этот твой поступок обратится во вред тебе и мусульманам. О, Абу Бакр, я говорю тебе эти слова, помышляя об общем благе Ислама, и ты волен согласиться или не согласиться с моими словами."
После Абу Дара Салман и Халид ибн Са'д упомянули о достоинствах Али (да будет мир с ним!) и его правах на халифат и устрашили Абу Бакра последствиями захвата халифата. Затем они обратились к мухаджирам и ансарам и сказали: "Не превращайте единство мусульман в разрозненность и не играйте религией ради своих душевных вожделений."
Тогда Халид ибн Са'д сказал Абу Бакру, что ансары заключили с ним союз в результате подстрекательства Умара и разногласия двух племён Оус и Хазрадж, а не по своей доброй воле, и подобный союз не будет иметь никакой ценности.
Абу Айуб Ансари, Усман ибн Хунайф и Аммар Ясир также упомянули о достоинствах, честности и превосходстве Али (да будет мир с ним!), о его стремлении к истине и военных подвигах и самоотверженности в сражениях. Взволнованный речами друзей и соратников Али (да будет мир с ним!), Абу Бакр вышел из мечети, отправился домой и отправил мусульманам такое послание: "Теперь, когда вы не желаете видеть меня халифом, изберите другого халифа."
Узнав, что Абу Бакр задумался над правотой своего поступка и сдался, Умар немедленно отправился к нему домой и, разгорячённый и разгневанный, поговорил с ним и вновь привёл его в мечеть. Для того, чтобы воспрепятствовать кому-либо вступить в разговор с Абу Бакром, Умар приказал группе людей сопровождать Абу Бакра с обнажёнными мечами. Эта мера предосторожности Умара вновь возвеличила Абу Бакра в глазах людей, и уже никто не посмел разговаривать с ним.

Аргументация имама Али в разговоре с Абу Бакром.
Покойный Табарси привёл аргументацию имама Али (да будет мир с ним!) в разговоре с Абу Бакром в своей книге "Аргументация". Мы вкратце укажем на некоторые моменты.
После того как Абу Бакр стал халифом и народ принёс ему присягу в верности, Абу Бакр, желая обелить себя в глазах Али (да будет мир с ним!), встретился с его светлостью наедине и сказал: "О, отец Хасана! Клянусь Аллахом, я не руководствовался в этом деле жаждой наживы и личными стремлениями и не считал себя достойнее других!"
Али (да будет мир с ним!) сказал: "В таком случае что же побудило тебя сделать это?"
Абу Бакр ответил: "Я слышал, как Пророк Аллаха (да благословит Аллах его и род его!) говорил, что Аллах не собирает его умму впустую. Я последовал словам Пророка (да благословит Аллах его и род его!), и если бы знал, что кто-нибудь воспротивится, ни за что не принял бы халифат!"
Али (да будет мир с ним!) сказал: "Насчёт слов Пророка о том, что Аллах не собирает его умму впустую, как ты думаешь, принадлежу ли я к этой умме или нет?" Абу Бакр ответил: "Да."
Али (да будет мир с ним!) спросил: "Принадлежат ли к этой умме другие люди, которые противились твоему правлению, например, Салман, Абу Дар, Мегдад, Са'д ибн Ибадат и сопровождавшие его ансары?" Абу Дар ответил: "Да, все они из этой уммы."
Али (да будет мир с ним!) спросил: "Как ты можешь считать хадис Пророка доводом для своего халифата в то время как эти люди были против твоего правления?"
Абу Бакр ответил: "Я не знал об их протесте и узнал об этом тогда, когда всё было кончено. Тогда я испугался, что если отступлюсь от принятого решения, люди отступятся от
религии!"
Али (да будет мир с ним!) сказал: "Скажи ка мне, какими качествами должен обладать тот, кто берёт в свои руки бразды правления обществом?"
Абу Бакр ответил: "Он должен быть доброжелательным, честным, нелицемерным, добрым. Он должен вершить правосудие и знать Писание и традиции, быть аскетом и воздерживаться от жизненных благ, защищать права угнетённых, быть примером для мусульман и иметь родство и близкие отношения с Пророком (да благословит Аллах его и
род его!)."
Али (да будет мир с ним!) спросил: "Ради Бога, скажи мне, Абу Бакр, все эти перечисленные тобою качества ты видишь в себе или во мне?"
Абу Бакр ответил: "В тебе, о, отец Хасана!"
Али (да будет мир с ним!) спросил: "Кто первым откликнулся на призыв Пророка Аллаха: я или ты?" Абу Бакр ответил: "Ты."
Его светлость спросил: "Кто прочитал язычникам суру Бираат (Очищение): я или ты?" Абу Бакр ответил: «Конечно,ты»
Али (да будет мир с ним!) спросил: " Кто во время переселения Пророка Аллаха защитил его своей грудью: я или ты?" Абу Бакр ответил: "Конечно, ты."
Али (да будет мир с ним!) спросил: "Кто в Кадир Хоме был провозглашён Пророком (да благословит Аллах его и род его!) повелителем всех мусульман: я или ты?"
Абу Бакр ответил: "Конечно, ты."
Его светлость сказал: "В аяте "Закат" (на арабском) правление, указанное после господства Аллаха и Его посланника, принадлежит мне или тебе?" Абу Бакр ответил: "Конечно, тебе."
Али (да будет мир с ним!) спросил: "О ком говорилось в хадисе Манзалат, в котором Пророк привёл в пример Харуна и Мусу (Моисея): о тебе или обо мне?" Абу Бакр ответил:"Конечно, о тебе."
Али (да будет мир с ним!) спросил: "В день Мобахеле (взаимного проклятия) с язычниками (ансарами) кого Пророк (да благословит Аллах его и род его!) взял с собой: меня с моей женой и детьми или тебя с твоей семьёй?" Абу Бакр ответил: "Конечно, тебя."
Его светлость спросил: "В честь кого ниспослан аят Татхир (Очищение): меня и моей семьи или тебя и твоей семьи?" Абу Бакр ответил: "Конечно, в честь тебя и твоей семьи."
Али (да будет мир с ним!) спросил: "Кто в день Кеса' (Одеяние) удостоился молитвы Пророка Аллаха (да благословит Аллах его и род его!): я и моя семья или ты?" Абу Бакр ответил: "Конечно, ты и твоя семья."
Его светлость спросил: "О ком говорится в аяте (на арабском) суры "Человек": о тебе или обо мне?" Абу Бакр ответил: "Конечно, о тебе."
Али (да будет мир с ним!) спросил: "Кто тот человек, которого в день Ухуда небеса назвали мужественным и благородным: я или ты?" Абу Бакр ответил: "Конечно, ты."
Али (да будет мир с ним!) спросил: "Кто тот человек, которому Пророк Аллаха в день Хейбара доверил своё знамя и руками которого Аллах открыл ворота Хейбара: я или ты?" Абу Бакр ответил: "Конечно, ты."
Али (да будет мир с ним!) спросил: "Кто из нас, убив Амро ибн Абдовад, избавил Пророка Аллаха и мусульман от бед: я или ты?" Абу Бакр ответил: "Конечно, ты."
Его светлость спросил: "Кого из нас Пророк Аллаха избрал мужем для своей дочери Фатимы и о ком сказал, что Аллах заключил его брак с Фатимой на небесах: о тебе или обо мне?" Абу Бакр ответил: "Конечно, о тебе."
Али (да будет мир с ним!) спросил: "Кто из нас является отцом Хасана и Хусейна, двух внуков Пророка, о которых он сказал, что эти юноши войдут в рай и что они не превзойдут своего отца: ты или я?" Абу Бакр ответил: "Конечно, ты."
Али (да будет мир с ним!) спросил: "Чей брат обрёл в раю два крыла и летает вместе с ангелами (Джафар Тайар): твой или мой?" Абу Бакр ответил: "Конечно, твой."
Али (да будет мир с ним!) спросил: "Кого из нас божий Пророк (да благословит Аллах его и род его!) назвал разрешителем споров, сказав (на арабском)тебя или меня?" Абу Бакр ответил: "Конечно, тебя."
Али (да будет мир с ним!) спросил: "Кого Пророк Аллаха приказал своим соратникам приветствовать как эмира: тебя или меня?" Абу Бакр ответил: "Конечно, тебя."
Его светлость спросил: "Кто из нас ближе к Пророку Аллаха (да благословит Аллах его и род его!): ты или я?" Абу Бакр ответил: "Конечно, ты."
Его светлость спросил: "Кого Пророк Аллаха (да благословит Аллах его и род его!) подсадил себе на плечи для уничтожения идолов на Каабе: тебя или меня?" Абу Бакр ответил: "Конечно, тебя."
Али (да будет мир с ним!) спросил: "О ком божий Пророк (да благословит Аллах его и род его!) сказал "в этом и потустороннем мирах ты будешь моим знаменосцем": о тебе или обо мне?" Абу Бакр ответил: "Конечно, о тебе."
Али (да будет мир с ним!) спросил: "Двери чьего дома Пророк оставил открытыми для посещения мечети, закрыв двери всех своих родственников и соратников: твоего или моего?" Абу Бакр ответил: "Конечно, твоего."
Али (да будет мир с ним!) продолжал говорить о своих преимуществах над другими, которыми его наделили Аллах и Его посланник, и Абу Бакр подтверждал его слова. Наконец его светлость спросил: "Что же побудило тебя захватить этот пост?" Абу Бакр заплакал и сказал: "О, отец Хасана! Ты прав. Позволь мне сегодня поразмыслить над этим." Затем он удалился и ни с кем не разговаривал. Ночью он увидел во сне Пророка (да благословит Аллах его и род его!) и поздоровался с ним. Пророк отвернулся от него. Абу Бакр спросил: "О, Пророк Аллаха! Разве я не выполнил какого-нибудь твоего приказа?" Пророк ответил: "Ты враждуешь с тем, кого любят Аллах и Его посланник. Верни ему его права." Абу Бакр спросил: "Кто же он?" Пророк ответил: "Тот, кто упрекал тебя. Это Али (да будет мир с ним!)." Абу Бакр сказал: "Я вернул ему его права, о, Пророк Аллаха!" Тогда Пророк исчез.
Рано утром Абу Бакр отправился к Али (да будет мир с ним!) и сказал ему: "О, отец Хасана! Дай мне свою руку, чтобы я присягнул тебе в верности." Затем он рассказал его светлости свой сон. Али (да будет мир с ним!) протянул ему руку, и Абу Бакр пожал её и, заключив с Али (да будет мир с ним!) союз, сказал: "Пойду в мечеть, поведаю людям о своём сне и о нашем вчерашнем разговоре и передам халифат тебе."
Али (да будет мир с ним!) ответил: "Хорошо."
Абу Бакр удалился. Он был взволнован и корил себя за свои поступки. В этот момент ему повстречался Умар, разыскивавший его по всему городу. Умар спросил: "Что случилось, о, халиф Пророка?"
Абу Бакр рассказал ему о событиях минувшего дня. Умар сказал: "Ради Бога, о, халиф божьего Пророка, не поддавайся колдовству Хашемидов и не доверяй им. Это не первое их колдовство. Они искусны в подобного рода делах." Умар продолжал в том же духе и наконец отговорил Абу Бакра привести в исполнение своё решение и вновь пробудил в нём желание быть халифом.

Захват Фадака:
Одним из неблаговидных поступков Абу Бакра было то, что он отнял Фадак у Фатимы (да будет мир с ней!), дочери Пророка (да благословит Аллах его и род его!). Необходимо дать некоторые разъяснения о Фадаке. Фадаком называлось село между Хейбаром и Мединой, имевшее плодотворные земли и богатые пальмовые рощи. В этом селе проживало иудейское племя. Когда в седьмом году хиджры Ислам обрёл свою мощь, Всевышний Аллах после захвата Хейбара вселил в сердца иудеев страх перед мусульманами. Поэтому жители Фадака договорилиь с Пророком Ислама (да благословит Аллах его и род его!), что половину Фадака они предоставят его светлости, а половину оставят себе. Таким образом часть Фадака, предоставленная Пророку (да благословит Аллах его и род его!) стала собственностью его светлости, так как была предоставлена ему без сражения. Священный Коран об этом говорит:
"К добыче, которую Аллах даровал Своему Посланнику от (иудеев), вы не скакали ни на конях, ни на верблюдах (о муслимы), поскольку Аллах дарует Своим посланникам власть, над кем пожелает. Ведь Аллах властен над всем сущим."[27]
Фадак отличался от других военных трофеев, одна пятая часть которых принадлежит Аллаху и Пророку, а остальное под наблюдением Пророка и имама распределяется между воинами, и, как говорит Господь в Священном Коране:
"Знайте, что если вы захватили (на войне) добычу, то пятая часть её принадлежит Аллаху, Посланнику, (вашим бедным) родственникам, сиротам, беднякам и путникам..."[28]
Однако то, что получено без сражения, является добычей и принадлежит только Аллаху и Его посланнику. Аллах в Своём Священном Писании говорит:
"Они станут спрашивать тебя относительно (раздела) добычи. Отвечай: "Добыча предназначена Аллаху и посланнику.""[29]
Его светлость имам Садык сказал:
"Добычей является то, что добыто без лошадей и верблюдов (без сражения). Добычей может быть имущество, которое люди уступают с целью заключения перемирия или отдают, добровольно. Все непригодные для посева земли и дно рек принадлежат Пророку Аллаха, а после него переходят в собственность имамов, которые вольны использовать их в различных целях."
Таким образом, Фадак является добычей, ибо никто из мусульман не участвовал в его захвате и по словам его светлости Садыка (да будет мир с ним!) иудеи отдали Фадак Пророку Аллаха (да благословит Аллах его и род его!) с целью заключения перемирия, и Фадак стал собственностью его светлости.
В тафсире (комментарии - прим. перев.) "Маджма' ал-Байан" и книге "Усуле Кафи" после комментария к аяту "[30] И давай положенное (в качестве благотворительности)..." говорится, что когда был ниспослан этот аят, Пророк Ислама (да благословит Аллах его и род его!) позвал к себе свою дочь Фатиму (да будет мир с ней!) и сказал: "Всевышний Аллах приказал мне подарить Фадак (являющийся моей собственностью) тебе." Фатима ответила: "О Пророк Аллаха! Я принимаю Фадак от Вас и от Всевышнего Аллаха." В таких тафсирах как "Саалби", "Шавахид ал-Танзил" и "Йанаби' ал-Маваддат" также приведено, что после ниспослания упомянутого аята Пророк отдал Фадак своей дочери Фатиме.
Пока Пророк (да благословит Аллах его и род его!) был жив, Фадак принадлежал её светлости Захре (да будет мир с ней!). Несколько человек по её приказу привозили урожай Фадака, который распределялся её светлостью между неимущими людьми Хашемидов и других семейств. Однако после кончины великого Пророка Абу Бакр выгнал из Фадака представителей Фатимы (да будет мир с ней!) и отнял Фадак у дочери Пророка, заявив при этом, что Фадак принадлежит мусульманам!
Этот поступок Абу Бакра был захватом в полном смысле этого слова и противоречил истине и справедливости, ибо, как было сказано, во-первых, Фадак был добычей и частной собственностью божьего Пророка (да благословит Аллах его и род его!), а не мусульман. Во-вторых, Пророк по божьему приказу подарил Фадак своей дочери Фатиме (да будет мир с ней!). В-третьих, её светлость Захра (да будет мир с ней!) практически владела Фадаком ещё при жизни своего отца. Приведя свои доводы по этому поводу в мечети в присутствии мухаджиров и ансаров, эта великая женщина осудила Абу Бакра.
Абу Бакр, сочинив хадис, сказал, что будто слыхал, как Пророк говорил: "Мы, Пророки, не оставляем наследства. Оставшееся после нас является милостыней (принадлежит народу)."
Её светлость Захра (да будет мир с ней!) ответила: "О, сын Абу Кахафа! Разве в Послании Аллаха говорится, что ты можешь унаследовать своему отцу, а не могу унаследовать своему? Если Пророки не оставляют наследства, что ты можешь сказать об аятах, в которых говорится о наследстве Пророков? Ты клевещешь на моего отца! Разве Коране не говорит: (на арабском) (Сулайман наследовал Давуду), а также о Закарии говорит: (Закария взывает к Господу: Даруй же мне наследника Своей милостью, который наследует и мне, и роду Йа'куба.) На эту тему ниспосланы и другие аяты. Так по какому же праву ты лишаешь меня отцовского наследства?

(на арабском)

Разве Аллах ниспослал вам специальные аяты, которые не были ниспосланы моему отцу? Или же вы лучше моего отца и сына моего дяди (Али, да будет мир с ним!) осведомлены о всех значениях Корана?"
Несмотря на то, что Фатима (да будет мир с ней!) опозорила Абу Бакра и его сподвижников, и они не никакого ответа на логичные обвинения её светлости, она вернулась домой, не добившись никакого результата и сказала Али (да будет мир с ним!): "Разве ты не тот человек, который утирал носы заносчивым арабам? Почему сейчас ты безмолвствуешь? В результате твоего молчания на мой Фадак стали зариться алчные глаза людей." Али (да будет мир с ним!) призвал Фатиму к терпению перед этими проблемами и разъяснил ей причины и философию своего терпения и молчания. Он действовал так по совету Пророка (да благословит Аллах его и род его!). Фатиме (да будет мир с ней!) не оставалось ничего другого, кроме как терпеть эти трудности. Она была опечалена и постоянно ходила на могилу своего отца и делилась с ним своими горестями. Печаль этой угнетённой женщины явствует из её слов:
"Я переживаю горести, которые могут превратить день в ночь."
Воистину каким неподобающим образом поступили участники собрания Сакифе. Сразе же после кончины великого Пророка Ислама (да благословит Аллах его и род его!) они вместо того, чтобы выразить соболезнование семье его светлости, отнеслись к ней таким чудовищным образом. Взамен на самоотверженность, с которой Пророк в результате обучения и воспитания возвысил дикие арабские племена над цивилизованными народами того времени, его светлость ожидал всего лишь уважения к своим родным согласно аяту[31] Скажи (Мухаммад): "Я не прошу у вас награды за это, а зову лишь любить ближнего."
Однако это неблагодарное племя спалило дом его дочери и вынудило его единственное дитя проливать слёзы и находить убежище лишь на могиле отца. Согласно преданиям историков, Фатима (да будет мир с ней!) в результате этих горестей и душевных мук заболела и спустя некоторое время скончалась.

(без перевода)
(Проповедь Шакшакие)



4- ШЕСТИЧЛЕННЫЙ СОВЕТ УМАРА

Абу Бакр после двух с лишним лет правления заболел и в знак благодарности Умару, приложившему много усилий для укрепления основ его халифата, в свою очередь подготовил предпосылки для халифата Усмана после своей смерти. Абу Бакр убедил противников, вызвал к себе соратников Пророка и в их присутствии назначил Умара своим преемником. В день смерти Абу Бакра Умар стал халифом (в 13 году хиджры) и после похорон Абу Бакра пошёл в мечеть и, объявив народу о своём халифате, призвал его заключить с ним союз. Все, кроме Али (да будет мир с ним!), волей-неволей принесли Умару присягу в верности.
Правление Умара продлилось десять с половиной лет, и за это время он постоянно воевал с двумя могущественными странами Ираном и Римом.
Когда Умар был ранен известным воином того времени Абу Лоу Лоу и чувствовал приближение своего смертного часа, он вызвал к себе шестерых человек, чтобы они, посоветовавшись, выбрали следующего халифа.
В числе этой шестёрки были Али (да будет мир с ним!), Талхе, Зобейр, Абд ал-Рахман ибн Ауф, Усман и Са'д Ваккас. Затем Умар приказал Абу Талхе Ансари во главе отряда из пятидесяти ансаров встать за дверьми дома, в котором проходил совет, и ждать событий. Если по прошествии трёх дней пятеро будут единогласны в выборе одного из них, а шестой будет противиться этому, отряд Абу Талхе должен был убить шестого человека. Если четверо из шести проголосуют за одного человека, а двое выразят свой протест, отряд должен был убить тех двоих. Если при выборе халифа голоса разделятся надвое, следует признать правоту той тройки, в числе которой находится Абд ал-Рахман ибн Ауф, а другую тройку в случае протеста убить. А если по прошествии трёх дней совет не примет определённого решения и все будут возражать друг другу, отряд должен был убить всех шестерых, и пусть мусульмане сами выберут себе халифа!!!
При выборе шестерых членов совета Умар размышлял так: "Пророк Аллаха (да благословит Аллах его и род его!) во время кончины был доволен этими шестью мусульманами. Я предоставлю им самим решать вопрос о халифе, чтобы они выбрали себе халифа." Когда все шестеро предстали перед Умаром, он, желая напомнить им (согласно своим убеждениям) их недостатки, сказал Зобейру: "Ты развратник и обладаешь скверным характером. Когда ты весел, ты веришь в Бога, а когда чем-то недоволен, ты становишься язычником. Иногда ты человек, а иногда - дьявол. А ты, Талхе, обидел Пророка Аллаха, и его светлость перед смертью рассердился на тебя за твои слова об аяте Хиджаб.[32]
Насчёт тебя, Усман, могу сказать, что ты хуже навоза.
Ты, Са'д, заносчивый и фанатичный человек и не годишься для халифата. Если станешь правителем, не сможешь управлять людьми.
Ты, Абд ал-Рахман - слабый сердцем и беспомощный человек." Затем Умар обратился к Али (да будет мир с ним!) и сказал: "Если бы ты не был таким шутником, из тебя бы вышел хороший халиф. Клянусь Аллахом, если сравнить твою веру с верой всех людей на земле, твоя чаша весов была бы тяжелее."
Прежде чем приступить к повествованию хода совета этих шестерых человек, уместно вкратце упомянуть о завещании Умара, полном противоречий:
Во-первых, согласно тайному договору, заключённому ранее между Абу Бакром, Умаром и Абу Убайдом, эти трое намеревались один за другим занять пост халифа и поэтому в день кончины Пророка (да благословит Аллах его и род его!) поспешили в Сакифе.
Абу Бакр и Умар достигли своей цели, и теперь настала очередь Абу Убайда. Однако ввиду того, что Абу Убайда в то время уже не было в живых, Умар ограничил выбор халифа, из числа упомянутых шести лиц и заявил, что если бы были живы Абу Убайд или Салим (слуга Хозифа), они бы более подходили на пост халифа, нежели эти шестеро человек!!
Когда Али (да будет мир с ним!) был насильно приведён в мечеть для заключения союза с Абу Бакром, Абу Убайд сказал его светлости: "Если бы мы знали, что ты желаешь быть халифом, то вместо Абу Бакра заключили бы союз с тобой. Однако теперь уже поздно, и люди принесли Абу Бакру присягу в верности."
Таким образом, сам Абу Убайд, присягнувший Абу Бакру, считал имама Али (да будет мир с ним!) достойнее Абу Бакра для правления обществом и сослался лишь на свою неосведомлённость о желании его светлости стать халифом. Как может сейчас Умар сожалеть о смерти Абу Убайда и считать его достойнее Али (да будет мир с ним!) для занятия поста халифа, в то время как Абу Убайд и Салим были мунафиками (лицемерами) и участвовали в заговоре Акабе (вспугивании верблюда Пророка), а также отказались примкнуть к отряду Оссаме?
В-третьих, Умар довёл свою несправедливость до той степени, что даже счёл какого-то слугу достойнее Али (да будет мир с ним!) для правления обществом и сожалел о его смерти. С другой стороны, во время спора с ансарами в Сакифе Абу Бакр использовал в своих целях хадис божьего Пророка (да благословит Аллах его и род его!) о том, что двенадцать имамов принадлежат к племени Курайш и сказал ансарам, что правители должны быть курайшитами. Тогда почему Умар отдал предпочтение слуге Хозифа Салиму, одному из ансаров? Ведь он же не принадлежал к племени Курайш.
В-третьих, Умар (со своей точки зрения) перечислил всем шестерым их недостатки и каждому прямо или косвенно сказал, что он не подходит для роли халифа. В таком случае Умара надо спросить, для чего он пригласил на совет людей, которые, по его словам, имеют недостатки и не достойны возглавить общество?
В-четвёртых, при выборе этой шестёрки Умар руководствовался тем, что ими был доволен Пророк. С другой стороны, он заявил Талхе, что тот обидел Пророка, и его светлость перед смертью был недоволен им. Разве эти слова Умара не являются противоречием?
В-пятых, среди этой шестёрки каким приоритетом обладал Абд ал-Рахман ибн Ауф, что в случае равного распределения голосов было приемлимым решение той тройки, в составе которой он находился? В сущности, Умар предоставил Абд ал-Рахману ибн Ауф два голоса. План Умара заключался в том, чтобы назначить халифом Усмана и убить Али (да будет мир с ним!), ибо он избрал для совета людей, враждовавших с Али (да будет мир с ним!).
Среди этих шестерых человек шанс на халифат имели лишь Али (да будет мир с ним!) и Усман. Учитывая это, Умар предоставил привилегию лишнего голоса Абд ал-Рахману ибн Ауф, который был названным братом и зятем Усмана, чтобы таким образом поддержать Усмана.
Другим членом этого совета был Талхе, который был недоволен семейством Хашемидов и в то же время был близким другом Абд ал-Рахмана. В таком случае он несомненно будет поддерживать Усмана. Са'д ибн Ваккас не только безоговорочно выполнял приказы Абд ал-Рахмана, но и был во всём согласен с Талхе. Из всей шестёрки один Зобейр мог поддержать Али (да будет мир с ним!). Умар был недоволен Зобейром, и в случае протеста и Али (да будет мир с ним!), и Зобейр были бы убиты.
В этом и состояла суть совета, спланированного Умаром, а теперь перейдём к изложению подробностей этого совета.
Через три дня после смерти Умара шестеро упомянутых лиц собрались в доме Аиши и приступили к совещанию. Вначале выступил Абд ал-Рахман ибн Ауф. Он сказал: "Для того, чтобы между мусульманами не возникли разногласия, мы, шестеро человек, должны единогласно выбрать халифа из своего состава. Каждый, кто отдаст свой голос другому, уменьшит разногласия."
Талхе отдал свой голос Усману, Зобейр - Али (да будет мир с ним!), а Са'д ибн Ваккас - Абд ал-Рахману. Таким образом шестичленный совет превратился в совет из трёх человек, каждый из которых имел два голоса. Однако Али (да будет мир с ним!) не сомневался в том, что дело завершится в пользу Усмана, ибо Абд ал-Рахман не желал лично быть халифом и если бы даже желал, практически не посмел бы заявить об этом. К тому же он ранее переговорил с Усманом и обещал ему свою помощь и содействие.
Абд ал-Рахман вновь взял слово и предостерёг членов совета от разногласий, ибо разногласие было равносильно смерти от рук пятидесяти человек, ожидавших за дверьми дома результата совета с мечами в руках.
Усман, зная о намерении Абд ал-Рахмана, предложил Али (да будет мир с ним!) дать доверенность Абд ал-Рахману, чтобы тот принял решение во благо всех мусульман. Абд ал-Рахман приветствовал предложение Усмана и поклялся, что лично не претендует на халифат и изберёт халифом одного из них.
Али (да будет мир с ним!), раздумывая над словами Усмана и Абд ал-Рахмана, вновь проанализировал в уме весь их план, который был ясен ему с самого начала, и не спешил с ответом.
Усман сказал: "О, Али! Сопротивление бесполезно. Тот, кто будет сопротивляться завещанию Умара, будет убит. Позволь Абд ал-Рахману решить этот вопрос."
Али (да будет мир с ним!) сказал: "Теперь, когда всё устраивается как нельзя лучше для тебя, почему ты спешишь-и угрожаешь мне смертью? Для меня вполне ясно, что Абд ал-Рахман встанет на твою сторону и погрешит против истины. Однако другого выхода нет. Я передаю ему своё право голоса при условии, если он забудет о своём родстве с тобой и будет говорить во благо народа, желая удостоиться милости Аллаха." Абд ал-Рахман поклялся, что поступит именно так.
Абд ал-Рахман собрал людей в мечети Пророка, чтобы объявить о своём решении в присутствии мухаджиров и ансаров. Затем, желая создать видимость своего нейтралитета, он подошёл вначале к Али (да будет мир с ним!) и сказал: "О, Али! Я считаю, что в интересах мусульман заключить сегодня союз с тобой, однако ты должен править согласно приказу Аллаха, традициям Пророка и способу шейхов (Абу Бакра и Умара - прим. перев.)!
Абд ал-Рахман знал, что Али (да будет мир с ним!) не только ради халифата, но и ради господства над всем сущим не пойдёт против истины и не совершит поступка, неугодного Аллаху. А так как правление шейхов противоречило справедливости, Али (да будет мир с ним!) не примет подобного условия. Таким образом Абд ал-Рахман желал, чтобы люди были свидетелями слов его светлости!
Али (да будет мир с ним!) ответил: "В своих деяниях я буду руководствоваться приказами Аллаха, традициями Пророка (да благословит Аллах его и род его!) и своим способом, соответствующим божьим указам и традиции Пророка, а не деяниями других."
Конечно, Абд ал-Рахман, Усман и другие ожидали от Али (да будет мир с ним!) именно этих слов. Они знали, что его светлость не станет лгать и не сойдёт с пути истины.
С другой стороны, Али (да будет мир с ним!) считал халифат Абу Бакра и Умара захватническим и попранием своих прав. Как же он мог назвать их деяния справедливыми?
Абд ал-Рахман затем подошёл к Усману и повторил слова, сказанные им имаму Али (да будет мир с ним!). Ответить на этот вопрос, который составлял предел желаний Усмана, было для него простым делом. Усман даже был готов написать и подписать его своей кровью.
Он воскликнул: "Клянусь, что буду в точности следовать пути шейхов и не уклонюсь с этого пути."
Абд ал-Рахман протянул руку Усману и, заключив с ним союз, поздравил его. Омейяды, ожидавшие подобной возможности, стали группами присягать в верность Усману, однако Хашемиды и некоторые из соратников Пророка, в том числе Аммар Ясир, Мегдад и другие известные лица отказались заключить союз с Усманом. Таким образом Абд ал-Рахман ибн Ауф мастерски сыграл свою роль и ловко передал халифат Усману, осуществив план Умара. Его светлость Али (да будет мир с ним!) в третий раз лишился своего законного права на халифат.
Вся эта игра была придумана Умаром для передачи халифата Усману и, при возможности, убийства Али (да будет мир с ним!). Поэтому его светлость об этом совете, а также интриге Абд ал-Рахмана сказал: " Это уловка, да ещё какая!" И в действительности это было так, ибо, как было сказано, этот совет был всего лишь уловкой и интригой.
По словам Амир ас-Салам Табарси, Али (да будет мир с ним!) на заседании совета аргументировал своё преимущество и право на халифат, как он сделал это в разговоре с Абу Бакром. и члены совета единогласно подтвердили слова его светлости. Затем Али (да будет мир с ним!) сказал: "Бойтесь Единого Аллаха, не нарушайте его указов и верните права тем, у кого вы их отняли. Следуйте традициям своего Пророка, ибо если вы нарушите их, вы нарушите указы Аллаха. Верните право на халифат тому, кто достоин халифата." Члены совета посмотрели друг на друга и сказали: "Он более всех нас достоин стать халифом, однако он (при разделе всеобщего имущества и других делах) не делает ни для кого исключений и устанавливает (среди людей) полное равенство. Ввиду этого если мы выберем его халифом, он приравняет нас к другим людям, однако если халифом станет Усман, он примет во внимание наши интересы." (Поэтому они передали Усману бразды правления обществом.)

(без перевода)
(Умар ибн Хотаб)



5 - ПОТРЕБНОСТЬ ХАЛИФОВ В СОВЕТАХ ИМАМА АЛИ

В период правления Абу Бакра, Умара и Усмана, продлившийся свыше 25 лет, хотя Али (да будет мир с ним!) внешне не участвовал в делах общества и сидел дома, ради сохранения Ислама и восторжествования истинной религии он указывал халифам на их ошибки и проступки, когда видел, что те бессильны разрешить научные, судебные и политические проблемы. Он никому не отказывал в своих советах. Множество раз халифы лично обращались к нему за помощью. Если бы не вмешательство имама Али (да будет мир с ним!), научная сторона Ислама утратила бы свой истинный облик ппиду неосведомлённости халифов с истинной сутью вещей. В качестве примеров приведём несколько случаев:

1 - Однажды Абу Бакр приказал выпороть мужчину, который выпил вина. Тот мужчина сказал: "Я не знал, что Ислам запрещает пить вино, а не то бы не делал этого." В растерянности Абу Бакр спросил совета у Али (да будет мир с ним!). Его светлость сказал: "Когда мухаджиры и ансары будут в сборе, пусть один человек спросит у них, говорил ли кто-нибудь из них тому мужчине о запретности спиртных напитков или нет?
Если два человека засвидетельствуют, что говорили, прикажи выпороть его. а если нет, отпусти его." Абу Бакр так и поступил. Свидетелей не нашлось, и стало ясно, что тот человек говорил правду. Поэтому его отпустили и сказали ему, чтобы он покаялся в своём грехе и больше не повторял его.

2 - К Абу Бакру пришёл один иудейский учёный и спросил: "Ты стал преемником Пророка этого народа?" Абу Бакр ответил утвердительно.
Иудей сказал: "В Торе сказано, что преемниками Пророков являются мудрейшие люди. Скажи мне. где находится Всевышний Господь: на небесах или на земле?"
Абу Бакр ответил: "Он находится на небесах и восседает на престоле." Иудей сказал: "В таком случае Господа нет на земле, ибо, по твоим словам, когда Он в одном месте. Его нет в другом!"
Абу Бакра сказал: "Это слова еретика. Уходи отсюда, а не то я убью тебя!" Иудейский учёный удивился и ушёл, надсмехаясь над исламом. В это время ему повстречался Али (да будет мир с ним!). Его светлость сказал: "Эй, иудей, я знаю, о чём ты спросил, и то, что ты услышал в ответ. Мы говорим, что Всемогущий Аллах сотворил место и время. Для Него не существует места. Он превыше того, чтобы место могло ограничить Его. Он находится повсюду, однако не в том смысле, что соприкасается с местом. Его наука господствует над всем, что находится в мире. Нет ничего, что может находиться вне пределов Его господства. Для подтверждения своих слов я приведу пример из вашей книги. Уверуешь ли ты, если я докажу тебе правоту своих слов?" Иудей ответил: «Да.»
Али (да будет мир с ним!) сказал: "Разве в некоторых из своих книг ты не читал, что однажды Муса ибн Омран (Моисей) внезапно увидел перед собой ангела, появившегося с востока. Муса спросил ангела, откуда он появился. Ангел ответил: "Меня отправил Всевышний Господь." Появился другой ангел, с запада. Моисей спросил его, откуда он появился. Ангел ответил: "Меня послал Всевышний Господь." Затем к Мусе пришёл другой ангел и сказал: "Я пришёл с седьмого неба и послал меня Всевышний Господь." Затем появился ещё один ангел и сказал, что пришёл с седьмой земли и послан Всевышним Господом. Муса (да будет мир с ним!) воскликнул: "Всемогущ тот Господь, который находится повсюду и не находится в определённом месте!" Иудей сказал: "Я свидетельствую, что эти слова - истинная правда. И ещё я свидетельствую, что ты более достоин быть преемником Пророка, нежели тот, кто насильно занял это место."

3 - После кончины Пророка (да благословит Аллах его и род его!) в Медину прибыли иудеи и сказали: "По поводу семи спящих отроков Коран говорит: " Они провели в пещере триста лет и ещё девять."[33] Однако в Торе говорится, что они остались в пещере триста лет. Это противоречивые цифры."
Ответить на этот вопрос иудеев не смогли не только халиф, но и все соратники Пророка. Наконец, все обратились за помощью к Али (да будет мир с ним!), разрешителю всех проблем. Его светлость сказал: "Нет никакого противоречия. С точки зрения истории, иудеи ведут исчисление времени по солнечному календарю, а арабы - по лунному. Тора ниспослана на языке иудеев, а Коран - на языке арабов. Триста солнечных лет равны трёмстам девяти лунных (так как солнечный год состоит из 365, а лунный - из 354 дней. Между солнечным и лунными годами существует разница в И дней и шесть часов, в результате чего 33 солнечных года равны почти 34 лунным годам, а триста солнечных лет - трёмстам девяти лунным годам).

4 - Ибн Шахр Ашуб рассказывал, что однажды Абу Бакра спросили: "Мужчина утром женился на женщине, и эта женщина ночью родила ребёнка. В ту же ночь мужчина умер, а мать с ребёнком унаследовали всё его имущество. Как это возможно?"
Абу Бакр не нашёл ответа. Али (да будет мир с ним!) сказал: "У того мужчины была рабыня, которая забеременела от него. Когда приближалось время родов, мужчина освободил рабыню и утром женился на ней. Ночью женщина разрешилась от бремени, а так как муж её умер, всё наследство досталось матери и ребёнку." (Не находя ответа на подобные вопросы людей, Абу Бакр говорил (без перевода)

5 - Двое мужчин положили в мешочек сто динаров и отдали его на хранение женщине и сказали: "Отдай этот мешочек лишь в случае, если мы оба за ним придём. Если придёт один из нас, ты не должна отдавать мешочек." Через некоторое время к женщине пришёл один из двоих мужчин и сказал: "Мой друг умер. Отдай мне наши сто динаров." Женщина не отдала мешочек. Мужчина пошёл к родственникам женщины и рассказал им о случившемся. В результате наставлений и давления со стороны своих родственников женщина отдала мужчине мешочек с деньгами. Год спустя явился друг того человека и потребовал сто динаров. Женщина ответила: "Пришёл твой друг и заявил, что ты умер. Я вернула ему деньги." Мужчина и женщина начали спорить и в конце концов пришли к Умару, чтобы тот решил их спор. Выслушав их рассказ, Умар сказал женщине: "Деньги хранились у тебя, и ты должна отдать их этому человеку!" Женщина сказала: "Ради Бога, не суди нас, а пошли нас к Али ибн Абу Талибу, чтобы он нас рассудил. Умар согласился. Узнав о случившемся, Али (да будет мир с ним!) понял, что те двое мужчин сговорились и решили провести бедную женщину. Поэтому он сказал тому человеку: "Разве вы не условились, что вместе придёте за деньгами и если придёт один из вас, женщина не должна отдавать ему денег?" Тот человек ответил утвердительно. Али (да будет мир с ним!) сказал: "Твои деньги у нас. Возьми своего дружка и приходите за деньгами вместе!" Тот человек устыдился своего поступка и ушёл.

6 - К Умару привели сумасшедшую женщину, обвинявшуюся в распутстве. Умар приказал забить её камнями. Присутствовавший при этом Али (да будет мир с ним!) сказал Умару: "Разве ты не слышал, что сказал Пророк Аллаха?" Умар спросил: "А что он сказал?" Его светлость ответил: "Пророк Аллаха сказал, что указы Писания не распространяются на троих: сумасшедшего, пока он не исцелится, ребёнка, пока он не достигнет зрелого возраста, и спящего, пока он не проснулся."Тогда Умар отпустил ту женщину.

7 - К Умару привели беременную женщину, обвинявшуюся в распутстве. Умар спросил её: "Ты согрешила?" Женщина призналась, и Умар приказал забить её камнями. Когда её отводили к месту наказания, ей повстречался Али (да будет мир с ним!). Он спросил: "Что случилось с этой женщиной?" Ему ответили, что Умар приказал забить её камнями. Али (да будет мир с ним!) вернул её к Умару и спросил его: "Ты приказал забить её камнями?" Умар ответил: "Да. Она сама призналась мне в содеянном грехе!" Его светлость сказал: "Этот твой приказ касается этой женщины. Что же ты прикажешь делать с ребёнком, который находится в её чреве?" Затем он добавил: "Может быть, ты накричал на неё или испугал её (она со страху признала себя виновной)?" Умар признался, что это было так. Али (да будет мир с ним!) сказал: "Разве ты не слыхал; что Пророк Аллаха сказал, что нельзя наказывать того, кто даёт признания в результате оказываемого на него давления? Признание человека, которого заковывают в цепи, бросают в темницу или пугают, недействительно (насильно полученное признание не имеет судебного значения)." Тогда Умар освободил ту женщину и сказал:
"Женщины бессильны родить такого сына как Али ибн Абу Талиб. Если бы не Али, Умару пришёл бы конец."

8 - К Умару привели женщину, родившую после шести месяцев. Умар (полагая, что срок беременности всегда должен быть 9 месяцев, а так как эта женщина родила на три месяца раньше, значит, ранее совершила грех прелюбодеяния) приказал выпороть её. Али (да будет мир с ним!), услышав об этом решении Умара, сказал: "Эта женщина не должна быть наказана." Умар отправил своего гонца к его светлости и спросил причину его мнения. Али (да будет мир с ним!) ответил: "Всевышний Аллах сказал:[34] "Кормящие матери обязаны кормить своих детей два полных года: это в случае, если отец ребёнка хочет завершить кормление грудью."
Также Аллах сказал: " От зачатия до отлучения от груди проходит тридцать месяцев."[35] В таком случае шесть месяцев приходится на беременность, а 24 месяца- на кормление." Умар отпустил ту женщину и сказал: " Если бы не Али, Умару пришёл бы конец."

9 - К Умару привели мужчину и женщину. Мужчина говорил женщине: "Ты развратница." Женщина отвечала ему: "Ты развратнее меня." Умар приказал выпороть обоих. Его светлость Али (да будет мир с ним!) присутствовал при этом. Он сказал: "Не спеши вынести приговор. Твоё решение неверное." Умар спросил: "Что же делать?"
Его светлость ответил: "Освободите мужчину и нанесите женщине вдвое больше ударов плетью, ибо развратность мужчины не доказана, а женщина сама признаётся в своём распутстве и обвиняет мужчину в том, что он распутнее её. В таком случае женщина, как она сама призналась, совершила грех прелюбодеяния и должна быть наказана. Другой её виной является то, что она обвиняет мужчину в распутстве, не имея доводов для доказательства своего обвинения."

10 - Один человек совершил убийство. Семья убитого пожаловалась Умару. Тот приказал предоставить убийцу в распоряжение отца убитого, чтобы он покарал убийцу своего сына. Отец убитого нанёс тому человеку два мощных удара и был уверен, что убил его. Однако тот человек выжил. Люди выходили его, и после шести месяцев он был совершенно здоров.

Однажды отец убитого увидел того человека на рынке и удивился. Рассмотрев его поближе и в точности опознав его, он схватил его за шиворот и вновь привёл к Умару. Умар во второй раз приказал убить его.
Убийца обратился за помощью к Али (да будет мир с ним!). Его светлость сказал: "Что за решение ты вынес для этого человека, Умар?"
Умар ответил: "О, отей Хасана! Это убийца сына того человека и должен быть убит согласно правилу (жизнь за жизнь)." Его светлость спросил: "Разве можно убивать человека дважды?" Изумлённый, Умар промолчал. Тогда Али (да будет мир с ним!) спросил отца убитого: "Разве ты не убил убийцу своего сына двумя ударами?" Тот ответил: "Да, убил, но он остался жив. Если я не убью его ещё раз, кровь моего сына останется неотомщённой!"
Али (да будет мир с ним!) сказал: "В таком случае ты должен быть готов получить от него два удара в отместку за нанесённые тобой удары, а потом, если останешься жив, убей его!"
Отец убитого сказал: "О, отец Хасана! Эта месть хуже смерти. Я не пойду на это." Затем он помирился с убийцей своего сына. Умар воздел руки к небу и воскликнул:
"Хвала Аллаху за то, что он сделал тебя и твою семью, отец Хасана, милостью для людей!" Затем он сказал: "Если бы не Али, Умару пришёл бы конец."

11 - Во время правления Умара две женщины стали спорить из-за одного ребёнка. Каждая утверждала, что ребёнок принадлежит ей и ни одна из них не имела аргумента или свидетеля для доказательства своих слов. Никто, кроме тех двух женщин, не предъявлял права на ребёнка. Умар не знал, как поступить и был вынужден обратиться за советом к Али (да будет мир с ним!). Его светлость стал увещевать двух женщин и устрашил их божьей карой, однако они по-прежнему настаивали на своём. Увидев это, его светлость приказал, чтобы ему принесли пилу. Женщины спросили: "Для чего тебе нужна
пила?"
Али (да будет мир с ним!) ответил: "Хочу распилить ребёнка надвое, чтобы каждой из вас досталась половинка!" Одна из женщин промолчала, а другая воскликнула: "Ради Бога, отец Хасана, не делай этого. Если нет другого решения, я отказываюсь от своих слов и дарю ребёнка этой женщине." Его светлость сказал: "Аллах всемогущ! Этот ребёнок - твой сын, а не сын этой женщины. Если бы он был её сыном, она бы, подобно тебе, испугалась бы за своего ребёнка." Тогда другая женщина призналась, что ребёнок принадлежит не ей.
Печаль Умара рассеялась и он помолился за эмира правоверных (да будет мир с ним!), который с таким удивительным мастерством решил эту задачу.

12 - В книге Асбака ибн Набата "Манакеб" повествуется, что однажды к Умару привели пятерых человек по обвинению в распутстве. Умар приказал забить их камнями.
Али (да будет мир с ним!) сказал: "Судьбы людей не решаются так быстро. Надо более подробно рассмотреть их дело."
Когда провели расследование, выяснилось, что один из них был христианином и совершил прелюбодеяние с мусульманкой. Али (да будет мир с ним!) сказал: "Так как этот человек является иноверцем и проживал под сенью исламского государства, своим поступком он нарушил установленные для иноверцев законы и должен быть казнён. Отрубите ему голову."
Второй мужчина был женатым и жил со своей женой. Его светлость сказал: «:Этот человек женат. Согласно Корану, он должен быть забит камнями.»
Другой мужчина был холост. Али (да будет мир с ним!) приказал нанести ему сто ударов плетью.
Четвёртый мужчина был рабом и слугой. Наказание подобным людям составляет половину наказания, определяемого для свободных людей. Поэтому его светлость приказал наказать слугу пятьюдесятью ударами плети.
Пятый человек был сумасшедшим. Али (да будет мир с ним!) приказал освободить его.
Умар сказал: " Если бы не Али, мы были бы опозорены."

13 - Один житель Йемена оставил в Йемене свою жену и отправился в Медину, так как в этом городе у него были дела. В Медине он совершил прелюбодеяние с женщиной, и его отвели к Умару. Умар приказал забить его камнями. Али (да будет мир с ним!) сказал: "Хотя он женат, его следует выпороть, ибо его жена осталась в Йемене и он должен быть наказан как неженатый человек." Умар сказал: "Господь не посылает мне проблем, разве что тогда, когда рядом находится Али."

14 - Ибн Абу ал-Хадид в комментарии к "Нахдж ал-Балаге" пишет, что однажды в кругу людей в присутствии Умара ибн Хот аба шла беседа о многочисленных драгоценностях, находящихся в Каабе. Некоторые сказали Умару: "Если раздать эти драгоценности воинам армии, будет лучше. Кааба не нуждается в этих драгоценностях."
Умар задумался над этим предложением и спросил мнение Али (да будет мир с ним!).
Его светлость ответил: "Коран, ниспосланный Пророку (да благословит Аллах его и род его!), разделил все богатства на четыре части: имущество мусульман, распределяемое между наследниками, имущество, распределяемое между бедняками, хомс (одна пятая часть), распределяемый согласно указу Всевышнего Аллаха и милостыня, которую Аллах доставляет нуждающимся. Драгоценности Каабы Аллах оставил неприкосновенными и не позабыл о них. Ничто не скрыто от Него. Ты, подобно Аллаху и Его посланнику, не трогай их и оставь их там, где они находятся." Умар последовал совету его светлости и сказал: "Если бы не ты, мы опозорились бы."

15 - В войне между Ираном и арабами, когда Умар собрал совет, каждый из мусульман выдвигал свои предложения. Некоторые были убеждены, что необходимо собрать войско Дамаска и отправить его в Нахаванд. Другие полагали, что сам Умар должен возглавить войско. Однако Умара не интересовали их мнения. Он обратился к Али (да будет мир с ним!) и спросил: "О, отец Хасана, почему ты не даёшь нам совета?" Али (да будет мир с ним!) ответил: " Нельзя собирать войско Дамаска или тебе отправляться на поле боя, ибо в первом случае исламское войско очистит граничащие с Римом районы, а во втором случае если ты потерпишь поражение, мусульмане уже не найдут себе убежища. Поэтому отправь вместо себя на поле боя одного из своих опытных командиров и пошли жителей Басры на помощь их братьям, ибо положение в Басре не столь напряжено, как в Дамаске, и можно набрать и вооружить отряд в этом городе." Умар последовал совету его светлости и одержал победу. Али (да будет мир с ним!) также давал советы Умару в войне арабов с Римской Империей.

16 - Ибн Саббак Малики в книге "Фусул ал-Мохемме" пишет, что однажды к Умару привели мужчину, который в ответ на вопрос "Как ты встретил утро?" ответил: "Я встретил утро, любя интриги и ненавидя истину. Я согласен с убеждениями иудеев и христиан, уверовал в то, чего не видел, и признаю то, что не сотворено"

Умар отправил своего слугу за Али (да будет мир с ним!). Когда его светлость пришёл к Умару, тот поведал ему о случившемся.
Али (да будет мир с ним!) сказал: "Он прав, говоря, что любит интриги. Всевышний Аллах говорит:" Знайте, что ваше имущество и ваши дети - испытание для вас."[36] Истина, которую он не любит - это смерть, ибо Всевышний Аллах говорит: " Наступит истинно предсмертное беспамятство."[37] Он подтверждает слова иудеев и христиан, приведённые Аллахом: «Говорят иудеи: "Христиане не на истинном пути". А христиане говорят: "Не на истинном пути иудеи"."[38]
Говоря о том, что уверовал в то, чего не видит, он подразумевает Всевышнего Аллаха. Говоря о том, что признаёт то, что не сотворено, он подразумевает Судный День."
Умар сказал: " Ищу убежища у Господа от проблемы, при решении которой не будет присутствовать Али."
Согласно преданиям суннитских историков и учёных, Умар множество раз повторял, что если бы не Али, ему пришёл бы конец. Так, шейх Сулейман Балхи в своей книге "Йанаби' ал-Мавадат" пишет:
"Соратники Пророка (да благословит Аллах его и род его!) обращались к нему при выполнении указов Божьего Писания (Корана) и спрашивали совета его светлости. Умар неоднократно говорил, что если бы не Али, он был бы уничтожен."
Усман в период своего правления также, сталкиваясь с научными и судебными проблемами, обращался за советом к его светлости. Али (да будет мир с ним!) во имя Ислама и интересов мусульман давал свои советы всем трём халифам при решении религиозных и судебных проблем. Желая сохранить внешний облик Ислама, он! терпеливо молчал и не хотел, чтобы между мусульманами возникли разногласия. Али (да будет мир с ним!) противился незаконным действиям халифов, в особенности Усмана, и предупреждал их о тяжких последствиях подобного рода действий.
Его светлость неоднократно наставлял Усмана, однако тот игнорировал наставления Али (да будет мир с ним!) и в конце концов был убит мусульманами.





[23] Этот хадис сказан об имамате двенадцати имамов и не имеет никакого отношения к халифату Абу Бакра.
[24] Как было сказано, Пророк (да благословит Аллах его и род его!) объявил в Кадир Хоме о правлении имама Али (да будет мир с ним!), а не халифате Абу Бакра. От этого события до совещания в Сакифе прошло не более семидесяти дней, но собравшиеся в Сакифе люди очень скоро позабыли его!
[25] В пятой части книги мы обстоятельно поговорим о незаконности этого совета.
[26] Некоторые историки написали, что Умар приказал собрать хворост, чтобы поджечь дверь дома и пригрозил семье имама Али (да будет мир с ним!) поджечь дом, если они не выйдут. Фатима (да будет мир с ней!) вышла за порог и спросила: "Ты пришёл сжечь наш .дом, сын Хотаба?" Умар ответил: "Да. Выйдите из дома и заключите союз с халифом Пророка."
Хафиз Ибрагими, восхваляя Умара, говорит:(без перевода)
(Вкратце это стихотворение сводится к тому, что никто, кроме Умара, не мог сказать такому храброму воину как Али, что подожжёт его дом, даже если в нём находится дочь Пророка.)
Некоторые пишут, что по приказу Халида дверь была сорвана с петель, а другая группа людей ворвалась в дом через крышу. Ясно одно: имам Али был насильно приведён для заключения союза с Абу Бакром.
[27] Сура "Собрание", аят 6
[28] Сура "Добыча", аят 41.
[29] Сура "Добыча", аят 1
[30] Сура "Путешествие ночью", аят 26.
[31] Сура "Совет", аят 23.
[32] Ибн Абу ал-Хадид говорит, что когда был ниспослан аят Хиджаб (исламское покрывало), Талхе сказал: "Какой смысл в том, что сегодня жёны Пророка соблюдают хиджаб? После его кончины мы возьмём их в жёны." Тогда был ниспослан 53 аят суры "Сонмы", гласящий: "Вам не подобает ни огорчать Посланника Аллаха, ни жениться когда бы то ни было на его вдовах после его смерти."
[33] Сура "Пещера", аят 25.
[34] Сура "Корова", аят 233.
[35] Сура "Ал-Ахкаф", аят 15.
[36] Сура "Добыча", аят 28.
[37] Сура "Каф", аят 19.
[38]Сура "Корова", аят 113.