|
|||
ЧАСТЬ ШЕСТАЯ
ДЕТИ И СОРАТНИКИ ИМАМА АЛИ
1 - ДЕТИ ИМАМА АЛИ
Историки расходятся во мнениях по поводу количества детей имама Али (да будет мир с ним!). Некоторые считают, что у его светлости было тридцать шесть детей (18 сыновей и 18 дочерей). Улем Табарси написал, что имам Али (да будет мир с ним!) имел 27 детей, о которых мы вкратце упомянем в этой главе. 1 - Хасан ибн Али (да будет мир с ним!) был первенцем его светлости. 2 - Хусейн ибн Али (да будет мир с ним!) был вторым сыном Али (да будет мир с ним!). 3 - Зейнаб Кобра (Агила) родилась в шестом году хиджры и вышла замуж за сына своего дяди (по отцу) Абдуллу ибн Джафара. 4 - Зейнаб Сугра, известная как Омме Кольсум. Матерью этих четверых детей была Фатима Захра, дочь великого Пророка (да благословит Аллах его и род его!) и первая жена имама Али (да будет мир с ним!). Пока была жива Фатима (да будет мир с ней!), его светлость не имел другой жены. 5 - Мухаммад Ханафие, известный как Абу ал-Касим. Его матерью была Хоула, дочь Джафара ибн Кейса Ханафие. 6 и 7 - Амро и Ругайе, двойня, матерью которых была Омме Хабиб, дочь Рабиа. 8, 9, 10, 11 - Аббас (его светлость Абулфазл), Джафар, Усман и Абдулла. Все четверо мученически погибли в сражении при Кербеле. Их матерью была Оммоль-Банин, дочь Хазама ибн Халида Калаби, которая, оплакивая своих детей, говорит: (пропущено на арабском) Али (да будет мир с ним!) женился на Оммоль-Банин по совету Агила. Так как Агил знал арабские семейства, его светлость попросил его выбрать ему жену, которая родила бы храброго сына. Агил сказал: "Женись на Оммоль-Банин. Её предки были храбрейшими воинами из всех арабских племён." Имам Али (да будет мир с ним!) подразумевал его светлость Абулфазла, который вместе с другими своими братьями удостоился чести сражаться в Кербеле плечом к плечу с имамом Хусейном (да будет мир с ним!) и пасть мученической смертью. Сеид Джафар Хелли в своей касиде о храбрости Аббаса (да будет мир с ним!), которую он унаследовал от своего отца, говорит: (пропущено на арабском) 12 - Яхйа, матерью которого была Асма, дочь Умаиса. Яхйа умер в малолетнем возрасте, до гибели своего отца. Асма' раньше была женой Джафара ибн Абу Талиба. После гибели Джафара в сражении Моуте на ней женился Абу Бакр и она родила Мухаммада. После смерти Абу Бакра она стала женой имама Али (да будет мир с ним!). 13 и 14 - Оммоль-Хасан и Рамила, матерью которых была Омме Сайд, дочь Урвата ибн Мас'уда Сакафи. 15 и 16 - Мухаммад Асгар и Абдулла, матерью которых была Лейли, дочь Мас'уда Дарамийн. Оба погибли в Кербеле. 17-27 - Нафиса, Зейнаб Сугра, Ругайе Сугра, Омме Хани, Омме Акрам, Джамана, Имама, Омме Саламе, Меймуна, Хаджиджа и Фатима, рождённые от других жён его светлости. Потомками имама Али (да будет мир с ним!) были пятеро из его сыновей, т.е. Хасан (да будет мир с ним!), Хусейн (да будет мир с ним!), Мухаммад Ханафие, его светлость Абулфазл и Умар. 2 - СОРАТНИКИ ИМАМА АЛИ
Имам Али (да будет мир с ним!) имел особых соратников и верных шиитов, которые были готовы пожертвовать жизнью, выполняя его приказы и стремясь заслужить его похвалу. Они были удостоены вниманием и милостью его светлости. В этой главе мы вкратце расскажем о некоторых из них.
Да, Малик был острым мечом Аллаха. Своим огненным мечом он превращал в пепел лицемеров. Имам Али (да будет мир с ним!) о нём сказал: "Малик был для меня тем, кем был я для Пророка Аллаха". Вдумываясь в эти слова имама, мы понимаем величие Малика. Ибн Абу ал-Хадид в комментарии к "Нахдж ал-Балаге" пишет: "Если кто-нибудь поклянётся, что Всевышний Аллах не сотворил из арабов и неарабов никого, кто сравнился бы с Маликом, кроме его учителя Али ибн Абу Талиба, не думаю, что он согрешил бы против истины. Жизнь Малика огорчала жителей Сирии, а его смерть огорчила жителей Ирака". Невозможно описать храбрость и самоотверженность Малика в войне Сеффейн. Муавие называл его правой рукой Али. После возвращения из Сеффейна Али (да будет мир с ним!) назначил его правителем Египта, однако, как было описано, он был отправлен Нафе' в Калзаме. Весть о гибели Малика столь глубоко потрясла имама Али (да будет мир с ним!), что он пролил много слёз, оплакивая этого бесподобного храброго воина и сказал: "Да упокоит Аллах его душу. Если Малик был горой, то только высокой, если он был камнем, то только самым прочным. Его смерть возвысила сирийцев и опозорила иракцев. Мы уже не увидим другого такого человека как Малик". Приехав в Медину, Овейс отправился в дом Пророка Аллаха, однако его светлости в Медине не было. Несколько часов спустя Овейс пустился в обратный путь, так и не повидавшись с Пророком (да благословит Аллах его и род его!). Когда Пророк вернулся в Медину и вошёл в свой дом, он спросил: "Что это за свет, который я здесь вижу?". Его светлости ответили, что из Йемена к нему приходил погонщик верблюдов по имени Овейс, который несколько часов спустя вернулся в свой город. Пророк сказал: "Он оставил в дар этот свет в моём доме". На собрании мусульман Пророк (да благословит Аллах его и род его!) называл Овейса духом Всевышнего и говорил: "Из Йемене до меня доносится запах Аллаха". Салман спросил его: "Кто этот человек?" Его светлость ответил: «В Йемене живёт человек по имени Овейс Карани. В Судный День он воскреснет в одиночку и в его защиту выступят племена Рабиат и Мизр. Если увидите его, передайте ему мой привет». Овейс Карани пришел к имаму Али (да будет мир с ним!) в Сеффейне и принёс ему присягу в верности. Он сражался плечом к плечу с его светлостью при Сеффейне и погиб в этой войне. Весть о его гибели вызвала глубокую скорбь имама Али (да будет мир с ним!), ибо помимо того, что Мухаммад был верным соратником Али (да будет мир с ним!), его мать Асма, дочь Умайса, была женой его светлости. Мухаммад погиб в двадцатисемилетнем возрасте и оставил после себя семилетнего ребёнка. Приведённые ниже строки были сочинены Мухаммадом ибн Абу Бакром. В них он восхваляет имама Али (да будет мир с ним!) и осуждает своего отца (Абу Бакра). - Отец, я нашёл свой истинный путь (следуя примеру Али, да будет мир с ним!). Опозорен тот, чьим отцом ты являешься. - Из твоего семени создал меня (Господь), который сотворяет жемчуг из солёной (морской) воды. - Разве ты (так скоро) позабыл историю халифата, рассказанную Пророком в Кадир Хоме (об Али, да будет мир с ним!)? - Разве в тот день Пророк говорил о тебе или о том, кто открыл ворота Хейбара? - Какой довод ты приведёшь в Судный День (за то, что захватил халифат), когда воскреснешь? Горе тебе, ибо истина восторжествует. - Да будет ниспослан тебе позор от Господа с небес всякий раз, когда засыпает и просыпается голубь (постоянно). - Дети Фатимы, вы моё убежище. Благодаря веры в ваше право на халифат в Судный День отяжелеет чаша моих добрых дел. - Для того, чтобы моя любовь и искренность к вам была безгрешной, я не пугаюсь лая никакой собаки (не боюсь вреда, который может быть нанесён мне в результате вражды с Абу Бакром). Али (да будет мир с ним!) предсказал Мейсаму, что он погибнет от руки Убайдуллы и даже показал финиковое дерево, на которое он будет повешен. Это дерево стояло рядом с домом Амро ибн Хариса. Мейсам время от времени поливал это дерево и читал намаз рядом с ним. Он говорил Амро ибн Харису: "Я буду твоим соседом. Относись ко мне как к соседу". Амро ничего не понимал из этих слов Мейсама и думал, что он намерен купить один из соседних домов. Однако после того как Мейсам по приказу Ибн Зиада был повешен на этом дереве, Амро ибн Харис понял, что имел ввиду Мейсам. Известна молитва Комайла, которой обучил его имам Али (да будет мир с ним!). Когда Хаджадж ибн Йусуф стал правителем Куфы, он вызвал к себе Комайла. Комайл бежал, зная, что Хаджадж намеревается убить его. Хаджадж лишил семейство Комайла её доли в казне. Узнав об этом, Комайл сказал: "Я стар и жизнь моя подходит к концу. Моё семейство не должно из-за меня лишиться своей доли в казне". Поэтому он сдался Хаджаджу. Хаджадж сказал: "Я очень хотел добраться до тебя". Комайл ответил: "Жить мне осталось недолго. Это предписано Аллахом. После смерти наступит Судный День. Эмир правоверных (да будет мир с ним!) сообщил мне, что ты мой убийца". Хаджадж обвинил Комайла в том, что он был замешан в убийстве Усмана и под этим предлогом приказал отрубить ему голову. Так Комайл погиб в возврасте девяноста лет. Ибн Аббас был истинным приверженцем и шиитом имама Али (да будет мир с ним!) и был глубоко опечален мученической гибелью его светлости. Постоянно оплакивая Али (да будет мир с ним!), Ибн Аббас в конце своей жизни лишился зрения и скончался слепым. Хаджадж воскликнул: "Теперь, когда ты не хочешь отречься от его религии, выбери, каким способом хочешь умереть!". Канбар ответил. "Убивай меня способом, которым пожелаешь сам. В Судный День я убью тебя тем же способом". Хаджадж приказал казнить его. Существует предание о том, что его светлость имам Садык (да будет мир с ним!) рассказывал о глубокой привязанности Канбара к имаму Али (да будет мир с ним!). Когда имам Али выходил из дома, Канбар следовал за ним с мечом в руке. Однажды Али (да будет мир с ним!) спросил Канбара, почему он идёт за ним. Тот ответил: "Боюсь, как бы кто-нибудь не напал на тебя". Его светлость спросил: "От кого ты меня охраняешь; от жителей небес или жителей земли?". Канбар ответил: "От жителей земли". Имам Али (да будет мир с ним!) сказал: "Знай, что без Божьего разрешения люди не могут сделать мне ничего плохого". Тогда Канбар вернулся. Рушид спросил: "Будет ли наградой за это помилование и рай?". Его светлость ответил: "И в этом, и в потустороннем мирах ты будешь со мной, Рушид". В преданиях говорится, что однажды эмир правоверных Али (да будет мир с ним!) вместе со своими соратниками пошли в финиковую рощу и сели под деревом. Соратники его светлости сорвали несколько фиников и принесли имаму. Рушид воскликнул: "Какие вкусные финики!". Али (да будет мир с ним!) сказал: "Рушид, тебя повесят на этом дереве". С того дня Рушид каждый день приходил к этому дереву и поливал его. Однажды Рушид заметил, что ветка дереве срублена и понял, что пробил его смертный час. К Рушиду явился слуга Ибн Зиада и сказал ему, что Ибн Зиад желает его видеть. Рушид пошёл к Абдулле ибн Зиаду. Этот проклятый человек сказал: "Поведай ка мне некоторые из лживых слов своего повелителя!". Рушид ответил: "Клянусь Аллахом, я не говорю лживых слов, а мой повелитель не лжёт. Он сообщил мне, что ты отрежешь мне руки, ноги и язык". Абдулла воскликнул: "Клянусь Богом, сейчас я опровергну его слова!". Затем он приказал отрубить ему руки и ноги. В таком состоянии Рушида провели через рынок, а он сообщал людям о злодеяниях Ибн Зиада. Наконец, Ибн Зиад приказал отрезать ему язык и повесить на том же финиковом дереве. Когда Муавие приехал в Куфу, однажды Са'саат сказал ему, что не желал видеть его халифом. Муавие ответил: "Теперь, когда видишь меня халифом, поднимись на минбар и прокляни Али!". Са'саат поднялся на минбар и сказал: "Люди! Муавие приказал мне проклясть Али, но я проклинаю Муавие и того, кто проклянёт Али!". Присутствовавшие в мечети сказали: "Аминь!".
|
| ||