Ирония в эпитафиях
|
|
« Voland »
|
Дата: Суббота, 18 Июня 2011, 06:16:38 | Сообщение # 1
|
Барон
|
Сообщений: 64
|
|
|
Бривед!
Нашел страничку с несколькими эпитафиями, и вспоинил запись в дневнике Админа. Не помню подробностей, было чтото вроде где то находятся две одинаковых надгробных плиты. На одной надпись: Моя жизнь закончилась, куда мне теперь. а на другой: За порогом этой могилы, ничего нет.
Выкладываю то, что нашел в инете. Если кто то найдет чтонибудь прикольное, выкладывайте ))) так же можно писать из своих собственных произведений ))) не стесняйтесь!
Арома Лайм Искусство эпитафии
Детский взгляд сохранил в памяти надпись на одной из могил кладбища в деревне Валки Нижегородской области, где была похоронена моя бабушка Голышева Клавдия Васильевна: «Ты спишь, а мы живём. Ты жди, и мы придём». Почему-то тогда мне казалось, что строки эти были обращены не от живых к мёртвым, а наоборот, и это вселяло в маленькое сердце священный трепет, наделяя мир мёртвых собственной, особенной мудростью и философией.
Считается, что искусство эпитафии, как стихотворения, написанного по поводу чьей-либо смерти или надгробной надписи, зародилось в Древней Греции и Риме, и имело целью сохранить о себе память у потомков. В те давние времена эпитафии нередко приобретали форму эпиграммы. Впрочем, форма эта жива (звучит парадоксально в отношении эпитафии - жива! ) и поныне. Знамениты сатирические эпитафии Роберта Бёрнса, посвящённые живущим и здравствующим, но высмеивающие определённые пороки.
Склонясь у гробового входа, - О смерть! - воскликнула природа - Когда удастся мне опять Такого олуха создать! («Эпитафия Вильяму Грэхему, эсквайру»)
Современный пример ироничной эпитафии приводит Александр Казакевич в статье «Что люди пишут на могилах»: на одном из санкт-петербургских кладбищ - надпись мелом на могиле женщины «лёгкого поведения»: «Гробовая тишина. Первый раз лежу одна».
Здесь же автор вспоминает рассказ Игоря Губермана о том, как его друг решил уйти из жизни (по причинам, которые станут понятны ниже), и чтобы помешать этому не самому лучшему решению, Губерман показывает своему другу тут же сочинённую эпитафию, обещая поместить её на могиле усопшего:
Деньгами, славой и могуществом Пренебрегал сей прах и тлен, Из недвижимого имущества Имел покойник только член.
«Крамольная» эпитафия задела «покойника» за живое и кардинально изменила взгляд на решение проблемы.
Не менее впечатляющий пример спасения эпитафией: один несчастный юноша решил застрелиться и в полночь явился на кладбище, где и хотел осуществить задуманное. И вдруг его внимание привлёк памятник в виде девушки-ангела и текст у его подножия: «Эй, прохожий, ты, видно, устал идти. Отдохни здесь немного. Путь твой ещё долог, хоть и закончится здесь. Ступай и будь счастлив, пока ты живой...». Эти вовремя встреченные слова произвели на юношу магическое действие: он бросил револьвер и пустился бежать. «Так, неизвестная эпитафия спасла жизнь Стефану Цвейгу, впоследствии знаменитому австрийскому писателю...» - заканчивает историю Александр Казакевич.
Любопытны эпитафии знаменитым людям, некоторые из них стали неотделимы от их биографий. Нина Александровна Чавчавадзе, ставшая вдовой А.С.Грибоедова через четыре месяца после свадьбы, приказала выбить на памятнике мужу в Тифлисе следующую надпись: «Ум и дела твои бессмертны, но для чего пережила тебя любовь моя?» Эти слова были высечены спустя три года после похорон - достаточный срок, чтобы убедиться не в сиюминутности чувства, а в его потрясающей глубине и силе печали.
На гоголевском памятнике в Москве, на кладбище Свято-Данилова монастыря выбито две надписи: одна из них из пророка Иеремии (20,8): «Горьким словом моим посмеюся». Другая - из Апокалипсиса (22,20): «Ей, гряди, Господи Иисусе». Обе как нельзя лучше выражают сущность великого писателя, ибо первая раскрывает смысл творчества Гоголя, а во второй - средоточие любимых мыслей последних лет его жизни - о приготовлении души к встрече с Господом.
«Все мы сидим в сточной канаве, но некоторые из нас смотрят на звёзды» - написано на могиле английского писателя, «апостола эстетизма» Оскара Уайльда. Это - один из его известных афоризмов. Ещё один вполне мог бы стать эпитафией на гипотетической могиле супружеского брака: «Большинство браков распадается в наше время прежде всего из-за здравого смысла мужа. В самом деле, как может женщина быть счастлива с мужчиной, который считает ее абсолютно разумным существом?»
Французского учёного Андре Мари Ампера постоянно преследовали несчастья: казнь отца, потеря жены, неудавшийся и второй брак, проблемы у сына, ненавистное инспектирование училищ и пр. Неудивительно, что в качестве эпитафии потомки высекли ему фразу «Наконец счастлив».
Из других кратких эпитафий: «Мир ловил меня, но не поймал» (на могиле Григория Сковороды), «Приблизил звёзды» (на надгробии Иосифа Фраунгофера, создавшего оптические инструменты для наблюдения звёзд), «Он старался» (на могиле Цицерона).
Из объёмных эпитафий наших дней встретилась 198-строчная "Эпитафия" Виталия Жарова, написанная словно на одном дыхании. Приведу её окончание:
Так и скажите: анабиозом опочил. Тяготея к ленивым позам, был в конечном итоге плашмя, а не стоя брошен к червям в рыхлый пласт мезозоя, средь их брата прослыв неким лакомым блюдом. И что был… а точнее - не буду...
Здесь - нет ничего. У тебя - глюки!
|
|
|
|
« Voland »
|
Дата: Суббота, 18 Июня 2011, 06:20:42 | Сообщение # 2
|
Барон
|
Сообщений: 64
|
|
|
Жанр эпитафии - это возможность выразить себя через осмысление небытия. Когда, в какие моменты наступает такая потребность? Прочтём «Мою эпитафию» А.С.Пушкина:
Здесь Пушкин погребён; он с музой молодою, С любовью, леностью провёл весёлый век, Не делал доброго, однако ж был душою, Ей-богу, добрый человек.
Написана она была в 1815 году, следовательно, Пушкину было в то время всего 16! Играючи, беззаботно и легко написано, как и должно писать молодому человеку!
Здесь - нет ничего. У тебя - глюки!
|
|
|
|
« Tarki »
|
Дата: Суббота, 18 Июня 2011, 08:57:44 | Сообщение # 3
|
Любопытные
|
Сообщений: 46
|
|
|
«Эпитафий» Лермонтов создал в момент глубочайшего потрясения. Посвящена отцу - Ю.П.Лермонтову:
Прости! увидимся ль мы снова? И смерть захочет ли свести Две жертвы жребия земного, Как знать! итак прости, прости!... Ты дал мне жизнь, но счастья не дал; Ты сам на свете был гоним, Ты в людях только зло изведал... Но понимаем был одним. - И тот один, когда рыдая Толпа склонялась над тобой, Стоял, очей не обтирая, Недвижный, хладный и немой. И все, не ведая причины, Винили дерзостно его, Как будто миг твоей кончины Был мигом счастья для него. Но что ему их восклицанья? Безумцы! не могли понять, Что легче плакать, чем страдать Без всяких признаков страданья.
|
|
|
|
« Татьяна »
|
Дата: Воскресенье, 19 Июня 2011, 02:23:20 | Сообщение # 4
|
Любознательные
|
Сообщений: 188
|
|
|
Надпись на гробнице замечательного древнего математика Диофанта. Составлена в форме математической задачи.
Путник! Здесь прах погребен Диофанта. И числа поведать Могут, о чудо, сколь долог был век его жизни. Часть шестую его представляло прекрасное детство.
Двенадцатая часть протекла еще жизни — покрылся Пухом тогда подбородок.
Седьмую в бездетном Браке провел Диофант.
Прошло пятилетие; он Был осчастливлен рожденьем прекрасного первенца сына,
Коему рок половину лишь жизни прекрасной и светлой Дал на земле по сравненью с отцом.
И в печали глубокой Старец земного удела конец восприял, переживши Года четыре с тех пор, как сына лишился.
Скажи, сколько лет жизни достигнув, Смерть восприял Диофант?
Все возможно...
|
|
|
|
« Azzazil666 »
|
Дата: Воскресенье, 19 Июня 2011, 15:30:12 | Сообщение # 5
|
Князь - Мира Сия
|
Сообщений: 418
|
|
|
Quote ( Voland @ Вчера, 06:16:38) ) и вспоинил запись в дневнике Админа. Не помню подробностей, было чтото вроде где то находятся две одинаковых надгробных плиты. На одной надпись: Моя жизнь закончилась, куда мне теперь?. а на другой: За порогом этой могилы, ничего нет!. ...В эпитафии - присутствовали знаки вопроса и восклицания. ...И, не-мало важное значение имеет - последовательность!!!
|
|
|
|
« Татьяна »
|
Дата: Воскресенье, 19 Июня 2011, 16:36:48 | Сообщение # 6
|
Любознательные
|
Сообщений: 188
|
|
|
Моё.... Это как???
Все возможно...
|
|
|
|
|