История Ахтов
|
|
« Rasmus »
|
Дата: Пятница, 07 Мая 2010, 04:10:08 | Сообщение # 1
|
Прозревшие
|
Сообщений: 304
|
|
|
"...Чтобы восстановить подлинную историю нашего края, крайне необходима комплексная историко-археологическая экспедиция, усиленная востоковедами, знатоками арабского и персидского языков, антропологами и другими специалистами. В течение двадцатого века в республике не нашлось научного учреждения, ученого или заинтересованного руководителя, который бы подумал о старинном ауле Ахты. О бесследно исчезающих или варварски уничтожаемых людьми предметах материальной и духовной культуры, кто бы призвал остановить этот разрушительный процесс и кто бы организовал, археологические раскопки и научно интерпретировал их результаты. Поле деятельности в селении более чем достаточное: это – старинные кладбища, значительная часть которых стерта с лица земли. Это - подземные ходы под старинной частью аула, это - многочисленные предметы старины, находящиеся в местном музее и до сих пор научно не описанные. Это, наконец, - надписи на камнях, старинные книги, еще не переведенные на русский или лезгинский языки. Один Аллах знает, какие сюрпризы преподнесет ученым ахтынская земля, но разве не заслуживает внимания то, что в XIX веке еще сохранялись на гребне горы К1елезхев остатки персидской крепости Шах Бани XI века и мечеть Абумуслима, воздвигнутая в X веке. К началу XX столетия их след простыл. Я надеюсь, что старинная часть Ахтов - Гюнейская сторона может удивить многими находками: здесь что ни дом, что ни развалина-клубок нераскрытых тайн. В 1997 году я беседовал с одним из ахтынцев, телемастером Сефербеком Гусейновым, сравнительно молодым человеком, который со школьных лет с друзьями-однокашниками лазил по всем уголкам аула, обнаружил несколько подземных ходов, куда наведывались время от времени и откуда вынесли немало ценных вещей, предметов старины, которые были проданы случайным заезжим людям. Мы не знаем, что за вещи и сколько ушло в Грузию и Азербайджан, но Гусейнов жив - здоров, живет в Ахтах и может подробно рассказать обо всех ходах и найденных там сокровищах. Вот его рассказ, записанный мною вкратце: В 1976 году мы с Нурудином и Рамазаном (тогда мы учились в 9 классе) решили проверить слухи, носившиеся по аулу о подземных ходах, и отправились в сторону туббольницы, где после долгих поисков обнаружили вход в подземелье. Я слышал, что лет пятнадцать назад туда вошли два московских студента (может быть, они были археологами), а двое остались у входа, однако прошло несколько дней, но никто из подземелья не вернулся назад. Оставшиеся студенты спешно покинули Ахты, а местные жители, чтобы быть подальше от опасности, забили вход камнями и закрыли его цементной стеной. Чтобы проникнуть туда, нам ничего не оставалось, как взорвать замурованный входе помощью бутылок из-под шампанского, заполненных порохом. Добившись своего, мы проникли в подземелье, правда, сначала ползком, затем ход так расширился, что мы могли в нем свободно проходить по сравнительно широкому и темному туннелю. В начале мы прошли метров десять-пятнадцать направо к Самуру, от туббольницы в сторону селения Луткун. Этот отрезок пути заканчивался ступеньками, по которым можно было спуститься к реке. Может быть, этот ход был проложен в давние времена, чтобы во время осады крепости добыть воду. Первоначально мы пытались пройти по лабиринтам подземелья с помощью батарейных фонариков, оказалось, что они не годятся. Через несколько дней мы взяли с собой 5-литровый бак керосина и целый мешок тряпья, из которого делали факелы, поджигали их и осторожно продвигались вперед - в сторону Джума-мечети. По ходу нашего движения мы находили различные предметы, оружие. Помнится, мы вынесли тульские винтовки 1902 года, ружья 1826 года с дарственными надписями и печатями, всего 15 ружей с пятигранными стволами. Все трофеи продали грузинам. После прохождения приблизительно двух километров мы оказались в большом «зале» с пятью ходами в разные стороны (там есть и «волчьи ямы», куда немудрено по неопытности провалиться). Здесь мы нашли 1,5 - 2-метровые бамбуковые палки, несколько серебряных поясов, две серебряные бляшки, небольшой деревянный сундук, закрытый на -замок. Не зная, как его открыть, мы его разбили и, когда крышка была приподнята, вдруг раздались звуки музыки. В нем были кольчуги, различные старинные предметы, монеты. Их мы продали армянам, оказавшимся в Ахтах. В том подземном ходе мы бывали раз десять. Мы обнаруживали не только вещи, но и скелеты людей. Второй подземный ход начинается с площади у верхнего моста. Мы попытались разобрать завалы и думали полазить там, однако, старшие отогнали нас и завалили ход камнями. Но если его раскопать, думаю, он преподнесет немало сюрпризов. Имеются подземные ходы в сторону горячих вод - напротив источника «Жини», а также под территорией школы №3, который ведет к магалу «Ушехъан». Вот, собственно, и весь рассказ Сефербека Гусейнова. Мы получили немало новой информации о невидимых и скрытых от глаз людей подземных ходах под старой частью Ахтов, о конкретных предметах материальной культуры, найденных в них, о людях, которые участвовали в поисках и ныне живущих в селении, беседа с которыми, несомненно, даст новые факты для развертывания археологических исследований и объективного освещения истории Ахтов. - Ну а как сейчас? Вы продолжаете свои поиски? Бываете в подземных ходах? - спросил я. - Сейчас, - ответил он, - многие входы и выходы подземных ходов забиты камнями и грунтом. Хозяева садовых участков, на которых имеются эти ходы, не разрешают нам подойти к ним близко. Но если кто из научных работников или учреждений заинтересуется ими, я готов оказать им полное содействие. Все подземные лабиринты в моей памяти, и я легко их найду. После всего этого нам остается ждать и надеяться, что рано или поздно появится ученый-археолог, который заинтересуется обозначенной проблемой и возьмется за нелегкую работу по археологическому обследованию древнейшей ахтынской земли, таящей многие исторические тайны. А пока в Ахтах не раскопан ни один могильник ни периода Кавказской Албании, ни эпохи бронзы, ни средневековья. Это вызывает удивление на фоне значительных археологических раскопок, проведенных в нагорном Дагестане. Почему же игнорируется этот важный очаг культуры древнего Дагестана? А теперь окинем взглядом экспозиции Ахтынского краеведческого музея, созданного благодаря инициативе и подвижнической деятельности династии музейных работников Нурудина Дагларова, продолженного его сыном Фикретом Нурудиновичем, а ныне его сыном Ахмедом Фикретовичем. По существу нигде, ни в одном селении Дагестана нет такого музея. А собраны в нем поистине бесценные предметы, рассказывающие о прошлом и настоящем селения Ахты, Самурского округа и Ахтынского района. Нет сомнения в том, что как отец-основатель Нурудин, так сын - продолжатель, заслуженный работник культуры РД Фикрет и внук Ахмед Даг-ларовы, возможно, и остальные члены их большой семьи, жили одной заботой: найти и обогатить музей ценными предметами, сделать его подлинным очагом культуры в теснине гор. И в этом они преуспели немало. Мне вспоминается, как к Фикрету Нурудиновичу в годы войны, да и после, время от времени заходили дети с какими-нибудь старыми вещами, найденными ими в полуразрушенных могильниках, среди забытых вещей в подвале или случайно на улице. Приносили экспонаты и солидные люди, которые считали надежным хранилищем для своих бесценных документов или наград именно музей. Все они постепенно скапливались в музее, некоторые из них демонстрировались в экспозициях, а многие отлеживались в запасниках. Благодаря стараниям династии Дагларовых, всего коллектива музея собран огромный исторический материал. Не будучи археологами, антропологами и этнологами, они, естественно, не всегда могли найти точную нишу для того или иного предмета , определить дату его происхождения, описать, где и при каких обстоятельствах экспонат найден, кому принадлежал, для какой цели он использовался и т. д и т.п. Задача научных учреждений республики, ученых-земляков, археологов, этнографов, этнологов, знатоков арабского, персидского, турецкого языков заключается в том, чтобы помочь музею в расшифровке многих тайн, пока еще не раскрытых, дать научное объяснение многим экспонатам музея. В заключение хочется сказать: селение Ахты больше не должно быть забытым краем. Верим, что в ближайшее время археологическая экспедиция Академии наук развернет в Ахтах серьезные исследования, и мы, наконец, получим самое объективное и верное знание о прошлом нашего аула".
|
|
|
|
« Rasmus »
|
Дата: Пятница, 07 Мая 2010, 04:14:13 | Сообщение # 2
|
Прозревшие
|
Сообщений: 304
|
|
|
СКОЛЬКО ЛЕТ АХТАМ? Ахты – один из самых древних лезгинских населенных пунктов Дагестана. Наше селение – младший брат Дербента, история которого еще не полностью изучена. Существенную роль в продвижении патриархального дагестанского общества в сторону цивилизации сыграл приход в самурскую долину в 7 веке арабов и распространение ислама и мусульманской культуры в широких массах. В этот период Ахты и соседние аулы входили в состав раннефеодальной области Лакз. Известный этнограф 19 века до нашей эры Ханыков исследуя эпиграфические надписи на камнях в стенах древних строений Ахтов и соседних аулов, писал, что превосходство памятников куфической письменности Самурского округа перед всеми другими местами Дагестана ясно указывает нам, что там преимущественно и скорее чем где-либо, принялся и привился арабский элемент. Благодаря арабам и исламу наши предки освоили грамоту, возводили величественные здания мечетей, переписывали Кораны и другую литературу, развивали у себя науку и образование. Что касается возраста аула, то ввиду отсутствия археологических раскопок трудно точно датировать время его основания, однако, косвенные данные показывают, что это один из древнейших аулов Дагестана, младший брат Дербента, возраст которого благодаря постоянным археологическим исследованиям только за последние годы поднялся с 1750 до 3000 и даже больше лет. Если принять во внимание тот факт, что Кавказская Албания, составной частью которой была Самурская долина с важнейшим политическим и экономическим центром Ахцагь, процветавшим с V в до н.э., то нетрудно определить и время возникновения нашего аула. Не исключена возможность, что аул имеет более древнюю историю, чем то, что приписывают ему современные ученые, но об этом, видимо, должен быть отдельный разговор. Что собой представлял Ахцагь в Кавказской Албании? Думается, это была большая область, состоявшая из многих населенных пунктов, жители которых именовались легами. Областью управлял правитель - «царек», назначавшийся царем Кавказской Албании, резиденция которого находилась в городе Кабалла. Местные племена жили патриархально-родовыми устоями. Они почитали богов солнца, неба и луны. У них был распространен обычай захоронения человека в скорченном положении в огромных кувшинах. Такие кувшины найдены в наше время в Ахтах и недалеко от селения Кара-кюре также очевидно, входившего в состав области Ахцагь. В Ахтынском краеведческом музее имеется немало древних изделий албанских мастеров, монеты, бусы из камней, украшения, различные серьги , браслеты из металла, поступившие туда торговыми путями из заморских стран или из других вилаятов. Вот уже более 25 столетий аул носит свое подлинное название Ахцагь. Позднее, во время нашествий непрошеных гостей, завоеватели по праву победителей пытались изменить его, дать ему новое название (Тури, Шах-Бани, Кендушкент, Ахты и др.), однако, народ донес до наших дней исконное, первоначальное название. И за это ему спасибо от имени потомков.
|
|
|
|
« Алиюсуф »
|
Дата: Воскресенье, 30 Января 2011, 07:32:04 | Сообщение # 3
|
Любознательные
|
Сообщений: 155
|
|
|
АХТЫ-НАМЕ В первой половине XIX в. в Южном Дагестане было, по всей вероятности, широко известно сочинение, посвященное истории крупного лезгинского селения Ахты в эпоху раннего средневековья. Вошедшее в научную литературу под названием "Ахты-наме", оно известно ныне в. двух списках. [indent]1. Список А (список А.Бакиханова) включен в написанный по-персидски труд А.Бакиханова (1794-1846), посвященный истории Восточного Кавказа и названный им "Гюлистан-и Ирам"; авторизованный перевод сочинения на русский язык опубликован в 1926 г., а персидский текст - в 1970 г.1 по пяти рукописям, старейшая из которых относится к 1260/1844 г.2. Сведений о составителе "Ахты-наме", о местонахождении и количестве списков, о языке, на котором оно было написано, и датировке А.Бакиханов не дает.[/indent] [indent]2. Список Б известен нам благодаря А.Ф.Десимону, чиновнику особых поручений при командире Отдельного Кавказского корпуса, побывавшему в Ахты в 1839 г. В его статье "Исторические сведения о бывших вольных общинах Кубинской провинции, составляющей ныне Самурский округ", подготовленной для журнала "Северная пчела", приводится вместе с другими историческими сведениями русский перевод (точнее, пересказ) отрывков "из древней рукописи, полученной от ахтынского жителя, старика Абдула-Эфенди". s[/indent] А.Ф.Десимон указывает, что "рукопись эта снята одним ученым магометанином Рефи ширванским" в 712/1312-13 г. "с ветхой тетради, писанной еще" в 318/930 г.3. Последние слова не относятся, однако, к "Ахты-наме", так как являются концовкой ряда списков "Тарих Дагестан"4. Можно предположить, что А.Ф.Десимон получил от Абдулла-эфенди сборную рукопись, где наряду с историей Ахты имелся и список "Тарих Дагестан", или же текст "Ахты-наме", включенный в состав "Тарих Дагестан". Так как почти все дошедшие до нас списки "Тарих Дагестан" написаны на арабском языке, то и данный список "Ахты-наме" был составлен, можно полагать, также на арабском языке. Сравнение двух известных списков "Ахты-наме" (А и Б) показывает, что они, в сущности, повторяют друг друга, имея, однако, некоторые отличия. В первом списке - обстоятельнее описание защиты крепости Ахты, более обширная заключительная часть, содержащая отсутствующие в другом списке сведения о взаимоотношениях Шаха Албурзи и Самсама, об основании сел.Куруш семействами, переселившимися из Микраха. Во втором же списке имеются сведения о Каракюре, отсутствующие в первом. Вопрос о датировке "Ахты-наме" может быть в какой-то степени решен с учетом событий, описываемых в сочинении: [indent]1. Поселение персидских воинов, посланных Ануширваном, под руководством Шахбани, в районе сел.Ахты.[/indent] [indent]2. Захват хазарским хаканом Южного Дагестана; назначение хазарами в сел.Микрах некоего Самсама; попытки Самсама захватить Ахты, подвластное Дарвишайи, потомку Шахбани; союз Дарвишайи с воинами Рутула, Джиниха, Р.фука; обращение Дарвишайи, в то время уже мусульманина, за помощью к Абу Муслиму (Масламе), обосновавшемуся в Дербенте.[/indent] [indent]3. Пребывание войск Абу Муслима в Южном Дагестане; осада Микраха; союз Дарвишайи и арабов; поражение, а затем и гибель хазарского предводителя Самсама; власть в Микрахе, Каракюре и Куруше в руках эмира Kara; выдача сестры Абу Муслима замуж за Дарвишайи и переименование города Шахбани в Ахты; строительство Шахом Албурзи отселка Куруш. Все описываемые в "Ахты-наме" события относятся, как мы видим, к VI-IX вв.; нет ни одного эпизода, который можно было бы отнести к X-XI вв. или к еще более позднему времени. Так, например, в нем нет ни слова о ширваншахах, сельджуках и монголах, тогда как более поздний источник не преминул бы упомянуть о связанных с ними событиях.[/indent] С другой стороны, в Южном Дагестане (в частности, в долине р.Самур) в X в. уже явно наблюдается децентрализация политической власти. В этих условиях возникала необходимость обосновать "достойное" прошлое не единого государства, каким был раньше Лакз, а отдельных населенных пунктов - центров небольших владений или союзов сельских общин, т.е. таких пунктов, которые претендовали на ведущее место в общей системе политических образований; к X в. относится, кстати, появление крупных населенных пунктов в ряде районов Дагестана5. В это время только и могло быть составлено "Ахты-наме". В основу данного памятника дагестанской историографии, вероятно, легли имевшие к тому времени хождение местные предания. Что же касается достоверности данных, сообщаемых "Ахты-наме", то в общих* чертах они находят подтверждение в других письменных источниках, особенно арабских, IX-X вв. Текст анализируемого памятника дает в целом правильное описание военно-политической обстановки в Южном Дагестане, взаимоотношений хазар, арабов и местных правителей. Хазары, например, действительно имели сильное влияние на Южный Дагестан после того, как около 625 г. они отняли у Сасанидов Дербент6. Арабы же лишь в начале VIII в. в ожесточенных боях побеждают хазар и устанавливают свое господство в районе Дербента7. Сведения "Ахты-наме" о хазарах в долине р. Самур перекликаются с сообщением арабского историка IX в. ал-Балазури, что Марван ибн Мухаммад, после того как разбил хазар, поселил часть их "между Самуром и Шабираном, на равнине в земле Лакз"8. Вместе с тем нельзя не заметить, что автор "Ахты-наме", перекликаясь с арабскими историками в характеристике эпохи, исходит из принципиально иных, собственных позиций. Пользуясь внешне приемами широко распространенного в странах Халифата жанра "завоеваний", он, в сущности, представил материал по региональной историографии, а это - не что иное, как попытка обосновать иноземное (сасанидское, арабское, хазарское) происхождение местных правителей и создать вместе с тем историю отдельных населенных пунктов. При решении вопроса о достоверности сведений "Ахты-наме" важно учесть и то обстоятельство, что все населенные пункты (Ахты, Каракюре, Рутул, Куруш и др.), названные в тексте, могли существовать в VI-IX вв., ибо их древность засвидетельствована как арабскими надписями XII-XIV вв., так и другими письменными сообщениями. В свою очередь, данные "Ахты-наме" позволяют судить о наличии отдельных политических образований в долине реки Самур: это Микрах с зависящими от него Каракюре и Курушем; Ахты с прилегающими землями; Рутул, который пришел на помощь Ахты в его борьбе против хазарского наместника. Все эти данные о политической децентрализации Южного Дагестана облегчают, как уже указывалось, датировку исторического сочинения. Можно предположить, что автор "Ахты-наме" и автор "Истории Абу Муслима" пользовались в ряде случаев одними и теми же источниками. Так, например, в "Ахты-наме" сообщается об Абу Муслиме, к которому обращается за помощью Дарвишайи, муж сестры Абу Муслима по имени Умм ал-муминат. В "Истории Абу Муслима" сообщается, правда с некоторыми отступлениями, о тех же событиях: Абу Муслим, покорив Ширван, пришел в Южный Дагестан, построил мечеть в Ахты, поселил там свою сестру, выдав ее предварительно замуж за еврея — предводителя сел.Ахты — Исхака Кундишкана. В "Истории Абу Муслима" говорится также о Самсаме в Микрахе9, о чем подробно повествует "Ахты-наме", и о его убийстве мусульманами. Так, если в "Ахты-наме" (список Б) мы встречаем указание на то, что после убийства Самсама "Эмир-Кяга сделался начальником Микрага с окрестными селениями К яла-Кюри и Курушем", то в "Истории Абу Муслима" это событие изложенно в следующих словах: "...погибли войска Самсама... осталось управление Микрахом в руках Сайфаддина. [Брат его] Йусуф обосновался в селении Куруз"10. Различие, как видно, в том, что "эмир Kara" заменено на "Сайфаддин". В "Ахты-наме" эмир Kara показан как тайный сторонник мусульман, а в "Истории Абу Муслима" Сайфаддин является внуком Абу Муслима. [indent]1. Бакиханов. Гюлистан-Ирам, с.48-50; он же. Гюлистан-и Ирам, с.42, 57-59.[/indent] [indent]2. Бакиханов. Гюлистан-и Ирам, c.XVIII-XIX.[/indent] [indent]3. Десимон. Исторические сведения, с.362-367.[/indent] [indent]4. Шихсаидов. Дагестанская историческая хроника, с.91-94.[/indent] [indent]5. Об этом см.: Шихсаидов. Дагестан, с.103-108.[/indent] [indent]6. Каганкатваци. История агван, с.105.[/indent] [indent]7. Артамонов. История, с.202-232; Очерки, с.49-56; История Дагестана, т.1, с.168-171.[/indent] [indent]8. Балазури. Китаб, с.208; Баладзори. Книга, с. 18.[/indent] [indent]9. Khan.ik.ojf. Memoire, с.86 (араб. яз.).[/indent] [indent]10. Там же. Куруз — аллограф Куруш.[/indent] [indent]Или "построив". [/indent] ПЕРЕВОД Список А (список А. Бакиханова) ...В "Ахти-наме" написано, что эмир Шахбани из рода Сасанидов, придя по приказу Нуширвана с шестьюдесятью семьями из жителей Фарса и тремястами воинами (сипахи) в местность Ахти1, поселился [там], отстроив12 (та'мйр карда) крепость, остатки которой все еще видны на вершине горы2. Истратив тысячу пятьсот ашрафи3, он построил баню над теплым ахтынским источником4 и наложил на нее харадж. В 560 году от рождения [Христа], когда Нуширван5 после тридцати лет правления был удостоен прозвища Справедливый, раисы этих местностей, собравшись около бани, посовещались и обратились к Шахбани с просьбой [о том], чтобы при его посредничестве Нуширван отменил харадж с их бани. Шахбани отправил своего сына Шах-Асана к Нуширвану, находившемуся тогда в Азербайджане, чтобы изложить просьбу. Просьба была удовлетворена. После этого Шахбани, провластвовав пятнадцать лет, скончался6. На место его был поставлен его сын Шах-Асан, который управлял двенадцать лет7... ...В "Ахти-наме" сказано, что хазары, овладев Ширваном8, с 57 посадили в местности, где ныне селение (карйа) Микраг9, одного из своих эмиров по имени Самсам вместе с группой людей. В качестве его визира был назначен эмир Kara, который был родом из Шама. В поддержку Самсаму на левом берегу Самура10 они построили другой город (шахр), Тарса11, жителей которого привели из области (нахийа), ныне называемой Кизлар. Самсам задумал овладеть крепостью Шахбани6 и уничтожить Дарвишайи - потомка Шахбани, эмира тех мест. Дарвишайи, однако, склонил на свою сторону эмиров Тарса, уплатив им в качестве вознаграждения три тысячи ашрафи. Самсам трижды осаждал эту [крепость], но, не достигнув предмета желаний, вернулся назад. При первой осаде, продолжавшейся месяц, доставлять воду в крепость из реки Ахти12 было невозможно, поэтому ее с трудом доставляли из реки Самур. После того как Самсам отступил, Дарвишайи за три месяца из крепости к реке // Ахти проложил дорогу, остатки которой и башня (бурдж) с.58 над ней13 все еще сохраняются. Вторая [осада] продолжалась шесть месяцев, но защитники крепости все еще держались. По прошествии трех лет [началась] третья. Придя с указанной выше стороны, [Самсам] расположился выше, у бань, где простоял семь лет. Дарвишайи, будучи в безвыходном положении, призвал себе на помощь эмиров Тарса вместе с опытными мужами из Рутула14, Джиника15, Р.фука16. Семь месяцев продолжались столкновения. Обе. стороны потеряли много людей, в их числе был и Шах-Касим, сын Дарвишайи. Наконец Самсам потерпел поражение и возвратился назад. В течение пятнадцати лет он не беспокоил. [Но потом] он неожиданно совершил ночью налет с войском на селение христиан, перебил всех [мужчин], разграбил их имущество, увел семьи. По прошествии девяти лет Дарвишайи прибыл в Дербенд к Абу Мус-лиму17, прося у него помощи. Тот выдал свою сестру Умм ал-муминат за Дарвишайи, который был уже мусульманином, и, снабдив его войском, послал захватить город Самсама и уничтожить находящихся там хазар. Семь месяцев продолжалась война, но без успеха. [Затем] Дарвишайи прибыл на отселок (ауба) шейха Шаха Албурзи, который был корейшитом, но так как он поселился в стране (дийар) Ал-бурз18, то носил это прозвище (Албурзи). Гора, у подножия которой он обосновался, известна по его имени - [Шах Албурз], которое от частого употребления превратилось в Шалбурз19. Они тайно послали человека, чтобы пригласить визира Самсама — эмира Kara, что из жителей Шама. Они посовещались [с ним] и заключили договор. Эмир Kara известил [об этом] своих приверженцев (таба'а) в городе. В ночь на пятницу Дарвишайи подступил с шеститысячным войском к воротам, а подданные эмира Kara ввели их в город. Эмир Kara пошел вместе с десятью воинами и убил Самсама. [Затем] Дарвишайи прибыл в диван-ханэ, принуждая население принять ислам. Принявшие ислам сохранили свою собственность. Тех же, кто не подчинился, он казнил, а их имущество и их семьи были захвачены в качестве добычи. Город же был назван Эмир Kara, а со временем он стал называться Микраг. В то время Дарвишайи, эмир Kara и Шах Албурзи отправились в Дербенд к Абу Муслиму, который приветливо их принял. Селение Шахбани он назвал Ухти, то есть Сестринское. От частого употребления [это название] превратилось в Ахти20. Со слов жителей, южная стена ахтинской мечети - это остаток той [мечети], которую построил Абу Муслим21. Тем временем пятеро из подданных (мута'алликан) Самсама напали на отселок Шаха Албурзи, убили его сына и пленили двух дочерей вместе с их имуществом. Однако его жена и другой сын спаслись бегством. Затем Шах Албурзи, переселив из города Мир Kara8 тридцать дворов (ханевар), построил отселок Курайш, который от частого употребления [названия] стали называть Куруш22. Список Б (список А. Ф. Десимона)а Из древней рукописи, полученной от ахтынского жителя, старика Абдула-Эфенди6, видно, что Нуширван в бытность еще царевичем проживал в Дербенте23 и, услышав много хорошего о минеральных водах, близ Ахты находящихся, отправил упомянутого родственника своего Шах Баны24 с несколькими нукерами (прислужниками) отыскать воды и испытать их. Получив же от Шах Баны одобрительные сведения об открытых им водах, отправил туда 60 семейств из персов и 300 человек воинов, которые близ самых вод основали деревню и устроили бани25, наложив на пользующихся оными подать, с тем чтобы весь доход поступал в казну Нуширвана. Когда же последний сделался шахом, то почетные жители нынешнего селения Ахты прибегали к правителю своему Шах Баны с просьбою о сложении с бань подати, говоря, что, вероятно, Нуширван, если он только правосуден, не откажет им в исполнении их просьбы, в особенности когда узнает о скудости земли их. И действительно, Нуширван, по представительству брата своего Шах Баны, избавил их от подати и заслужил от потомства название царя справедливого. По смерти Шах Баны владение селением Ахты поручено было его сыну Шах Сану, который управлял им 12 лет. Вскоре после этого каган, царь казарский, завоевал Дербент и часть вольных обществ. В городе Микраге (ныне деревня), находящемся на правом берегу Самура, он оставил наместником одного из своих соплеменников по имени Самсам, назначив к нему в помощники Эмир-Кяга, который был родом из Дамаска; на левом берегу Самура против города Кяла-Кюри (теперь деревня, близ которой в нынешнюю экспедицию построено Аджиахурское укрепление)26 для большего обеспечения Самсам основал город Тарса, населив его жителями из Кавказской области. Самсам этим не удовольствовался и простирал виды свои на округ Ахтинский, которым владел тогда также из рода Нуширвана некто Дервиш-аи. Много раз Самсам подходил с сильною ратью под с.Ахты и держал его в осаде, но Дервиш-аи, подкупив владетеля Тарса и пригласив на помощь других своих соседей, заставил Самсама обратиться в бегство. С тех пор владетели Ахты и Микрага были врагами непримиримыми. В половине VIII столетия, когда арабы во второй поход против горских народов покорили своему владычеству часть Южного Дагестана27, сестра предводителя арабских войск Абу Муслима Юмюл Маминад пришла с войском в вольные общества и, взяв город Кяла-Кюри, обратилась к Микрагу. Владетель ахтинский Дервиш-аи, не переставая питать злобу к своему сопернику, узнав это, немедленно явился к арабской победительнице с покорностью и с предложением услуг своих действовать общими силами против Самсама. Семь месяцев Микраг был в осаде и упорствовал, но Дервиш-аи открыл наконец к нему путь изменою, склонив на свою сторону любимца Самсама Эмир-Кяга: врата города были отворены, и Самсам был лишен жизни, а из жителей пощажены только те, которые приняли магометанскую веру, упорные же идолопоклонники были все истреблены. Эмир-Кяга сделался начальником Микрага с окрестными селениями Кяла-Кюри28 и Курушем. А Юмюл Маминад по желанию брата своего Абу Муслима вышла замуж за Дервиш-аи и поселилась в городе Шах Баны, который был тогда переименован в Ахты, или Ухты, что значит сестринский. С этой эпохи в вольных обществах распространилась вера Магомета. КОММЕНТАРИИ [indent]1 Об Ахты см. разд. 1, коммент. 183.[/indent] [indent]2 Старые кварталы сел.Ахты расположены у подножия горы, называемой Келез хев (К1елез хев — лезг., "гребень крепости"). Со слов местных жителей, на вершине этой горы и была расположена старая крепость; там, кстати, сохранились остатки крепостной стены.[/indent] [indent]3 Ашрафи — золотая монета, впервые выпущенная в Египте при мамлюкском султане ал-Ашрафе Сейф ад-дине Барсбее (1422-1438); позднее монеты с таким названием ходили в Иране, Индии и Средней Азии (с начала XVI в.). Судя по контексту, под ашрафи подразумеваются сасанидские золотые динары. Очевидно поэтому, что ни автор X в., ни переписчик XIV в. (см. примеч. б к списку Б) употребить этот термин в тексте не могли. — Примеч. ред.[/indent] [indent]4 Теплые и горячие источники близ сел .Ахты используются и поныне в лечебных целях. Над источниками построены бани.[/indent] [indent]5 Ануширван правил с 531 г.; следовательно, события могут быть отнесены к 561 г.[/indent] [indent]6 Около 576 г.[/indent] [indent]7 Около 588 г.[/indent] [indent]8 О хазарах в Дагестане и арабских завоеваниях см.: Артамонов. История; Очерки, с.49-56, 206-209; История Дагестана, т.1, с.168-181; Шихсаидов. Ислам, с.86-110.[/indent] [indent]9 Микрах (Микрагь) — селение в Докузпаринском районе.[/indent] [indent]10 Жители Ахты реку Самур называют Чвехер вац (ЧIвегьер вацI — лезг., "река Чвехер") по названию ныне заброшенного селения Чвехер (ЧIвегьер), расположенного в 2 км к северу. Среди лезгин Самур известен и под другим названием — Кулан вац (Кьулан вацI — лезг., "Серединная река").[/indent] [indent]11 А.Бакиханов сообщает, что на левом берегу Самура, напротив сел.Каракюре (в Ахтынском районе), в местности Кипчах (очевидно, урочище Гапцах), находилось поселение, которое, по рассказам местных жителей, было населено эмирами Тарса (тарса по-персидски — "христиане") и называлось городом Камкам (см.: Бакиханов. Гюлистан-и Ирам, с.59).[/indent] [indent]12 Имеется в виду река Ахтычай (Ахцагьрин вац!).[/indent] [indent]13 По рассказам ахтынцев, их крепость имела три подземных хода: два — к Ахтычаю, один — к Самуру. Надпись в стене "крепости" на левом берегу Ахтычая ("Крепость построил Аш.л.раха"), относящаяся примерно к XIII в. (см.: Лавров. Эпиграфические памятники, ч.1, с.95), рассказывает, вероятно, о другом, более позднем сооружении.[/indent] [indent]14 О Рутуле см. разд.1, коммент. 184.[/indent] [indent]15 Джиних (Джинигъ) — селение в Рутульском районе.[/indent] [indent]16 Селение это было расположено, судя по контексту, в верховьях Самура.[/indent] [indent]17 Описанные в "Ахты-наме" события могут быть отнесены к 30-м годам VIII в.[/indent] [indent]18 Восточные авторы XV в. (в частности, Низамаддин Шами, Шарафаддин Йезди и Абдаррашид ал-Бакуви) упоминают на Кавказе топоним Албурз, понимая под ним Главный хребет в целом и имея в виду в каждом конкретном случае определенную его часть (см.: Тизенгаузен. Сборник, с.ПО, 174, 175; ал-Бакуви. Талхис, с. 106). В тексте же "Ахты-наме" под Албурзом подразумевается система горных хребтов, находящихся на границе Азербайджана и Дагестана. Мысль эта может быть подтверждена еще одним примером: в 812/1409 г. в сел.Мискинджа была переписана сборная рукопись "Каламом, сыном Исфандийара, сына Махмуда, сына Исфандийара, сына Калама, сына Басиршаха Албурзи аш-Ширвани" (см.: РФ ИИЯЛ, ф.14, N 2134; Гамзатов, Саидов, Шихсаидов. Сокровищница, с.211).[/indent] [indent]19 Ныне эта вершина Бокового хребта называется Шалбуздаг (высота 4142 м).[/indent] [indent]20 Согласно преданию, первоначально Ахты (Ахцегьар) называлось Тури СПури) (сообщение директора Ахтынского краеведческого музея Н.Дагларова).[/indent] [indent]21 Это предложение вставлено, по всей вероятности, в текст "Ахты-наме" А.Бакихановым.[/indent] [indent]22 Куруш (Къуруш) — селение в Ахтынском районе. Арабские куфические надписи из этого населенного пункта относятся, по мнению Л.И.Лаврова, к XI-XII вв. (см.: Лавров. Эпиграфические памятники, ч.З, с.29, 93).[/indent] [indent]23 Об этом см. разд.1, коммент. 6 и 7.[/indent] [indent]24 Как сообщает А.Ф.Десимон, опираясь на народные предания, Шахбани был племянником шаха Кубада и двоюродным братом Ануширвана. Ему же приписывается в этих преданиях основание сел. Ахты (см.: Десимон. Исторические сведения, с.363).[/indent] [indent]25 А.Ф.Десимон пишет, что серные минеральные источники около Ахты были еще в VI в. "известны персам, которые построили близь них бани и крепостицу; остатки последней и теперь еще видны на крутой горе по левую сторону речки Ахтычай" (см.: Десимон. Исторические сведения, с.463).[/indent] [indent]26 Примечание А.Ф.Десимона. Речь идет о действиях командира Отдельного Кавказского корпуса Е.А.Головина в Самурской долине в 1839 г.[/indent] [indent]27 Речь идет, очевидно, о походе Марвана ибн Мухаммада в 123/740-41 г., когда он "достиг села под названием Билистан, расположенного в среднем течении реки Самур. После этого он разрешил своим воинам совершать набеги по стране лакзов, и они начали опустошать, грабить и жечь, и так продолжалось в течение года".Царь лакзов носил имя Арбис, сын Басбаса (см.: Ибн Асам. Книга, с.56).[/indent] [indent]28 Каракюре (Кере Куьре) - одно из старейших дагестанских селений, здесь сохранились памятники резьбы по штуку с арабскими надписями X в. (см.: Дебиров. Архитектурная резьба, с.14-17; Шихсаидов. Эпиграфические памятники, с.96-114).[/indent]
|
|
|
|
« Гость »
|
Дата: Понедельник, 22 Августа 2011, 22:27:35 | Сообщение # 4
|
|
ВО ИМЯ НАШЕГО БУДУЩЕГО
http://sharvili.com
19.08.2011 07:51 Одним из путей обеспечения лезгин благополучное будущее является возобновление былого единства всех лезгиноязычных народов. Как и все носители кавказских языков, лезгины в широком смысле этого этнонима имели единый праязык, уходящий вглубь истории 3-4 тысячелетия до н.э., несмотря на то, что в течение всего этого времени они назывались по-разному: пеласги, этруски, албанцы, хатты, хурриты, касы (касситы, каспи), урартийцы и т.д. У нас сегодня появилась возможность узнать историю наших предков не по словам древних историков с различной степенью достоверности, но и непосредственно на языке самих этих народов, дешифровывая их собственную письменность. Эти письмена, известные человечеству вот уже свыше ста лет, упорно не раскрывали свои тайны, хотя существуют многочисленные попытки их дешифровки. Одна из основных причин этого парадокса было отсутствие у специалистов правильного подхода к поиску родства этих древних языков с современными языками. Сейчас с большим восхищением можно констатировать, что вышеуказанные исторические племена являлись нашими предками, и языком-ключом дешифровки их письма оказался современный лезгинский язык. Итак, впервые в мировой практике, благодаря нашим исследованиям, нашли свою окончательную расшифровку существующие до 90-х годов прошлого столетия образцы кав-казско-албанского письма и новая, неизвестная в мировой албанистике, «Алупанская книга» в объеме 50 страниц. Результаты этих работ были обобщены в монографии «Яралиев Я.А. Алупанская (Кавказско-Албанская) письменность и лезгинский язык. Махачкала, 1995. 197 с.». В 90-е годы прошлого столетия в монастыре Катерины (гора Синай) были обнаружены албанские палимпсесты (около 250 с.), интерпретация которых на основе удинского языка опубликована в Бельгии (2008 г). В настоящее время нами проводится интерпретация этого текста на основе лезгинского языка. Получаются поразительные результаты. Наша успешная дешифровка знаменитого «Фестского диска» (Яралиев Я.А. Дешиф-ровка «Фестского диска», Дербент, 2001. 116 с.) открыла занавеску тайны Критского («минойского») письма. Нашла своё неопровержимое доказательство дешифровка около 140 об-разцов рисуночно-слогового (иероглифического) письма, линейного письма А, линейного письма В и кипроминойского письма (Яралиев Я.А., Османов Н.О. Дешифровка критской письменности. Пеласгско-лезгинский язык. История лезгин. Том 2. Москва, 2009. 853 с.). Исключительно важный научный интерес представляет дешифровка и интерпретация этрусского письма, считавшегося «Загадкой номер один». Пеласгское и малоазиатское про-исхождение этрусков – научно доказанный факт, и поэтому возможность дешифровки этрус-ского письма на основе лезгинского языка (как и в случае пеласгского письма) не должна вызывать скептицизма. Полностью дешифрованы и интерпретированы все доступные из литературы крупные этрусские тексты (их 10), в том числе 12 страниц «Книги мумии», и также 320 коротких образцов этрусского письма. Возобновлен этрусский язык со всеми его лексическими и грамматическими особенностями. Два тома, посвященные к этрускам («История лезгин. Этруски. I тыс. до н. э. Том 3 – около 600 с.» и «Дешифровка этрусского письма. Этрусско-лезгинский язык. История лезгин. Том 4 – около 900 с.») пока еще не опубликованы, хотя окончательные варианты обоих томов завершены еще в январе сего года. Предстоит огромная работа по дешифровке и интерпретации синайских палимпсестов. В очереди хаттское, урартское и хурритское письма, возможность дешифровки которых при помощи лезгинского языка предварительно установлена. Имеются и другие намерения. Уже полученные данные позволяют рассмотреть древнейшую историю Ближнего Во-стока с новой точки зрения, раскрывает возможность исследования истории Кавказа и Ближнего Востока как единое целое. Они вносят неоценимый вклад в мировую историографию и языкознание. Помимо всего этого, при этом мы ближе познакомимся с высочайшими культурами наших предков, их историей и языком, причем общим для всех лезгиноязычных народов. Мы в древности имели общую культуру, общие традиции, общую историю, общий язык, даже общие антропологические данные. Наше величие и сила именно в этой общности. Мы должны не только гордиться ею, но и стараться ее восстановить. Исследования древних письменных памятников на достаточно высоком уровне невозможны провести без материальной поддержки со стороны наших соотечественников. Решение всего комплекса вопросов не ограничивается только исследовательской стороной. В первую очередь, необходимо своевременное издание получаемых научных достижений, и, во-вторых, требуется огромная работа по их пропаганде на различных международных симпозиумах, конференциях и других научных мероприятиях. Для этой цели, на первой стадии, требуются денежные средства примерно 1,0-1,5 млн. рублей. Мы надеемся на такую поддержку.
Яралиев Ярали Алиевич
Адрес: 368600, Россия, Республика Дагестан, г. Дербент, ул. Шахбазова, 57, кв. 44: Тел. моб.: 8.928.560.61.92. E.mail: yaralia@rambler.ru Мой расчетный счет: 42304.810.5.6032.8689199 в филиале Сбербанка России 8590/00006 ДАГЕС ОСБ 8590/06 РД г.Дербент, ул. Буйнакского 24.
|
|
|
|
|