Расселение и численность. Кумыки - второй по численности после азербайджанцев тюркский народ Кавказа, регионом этнического формирования и развития которого является равнинная и предгорная зона Северного Кавказа, в основном восточная часть его, ныне входящая в Дагестанскую республику и известная в истории как Кумыкия (Шавхальство Тарковское). Регионом компактного проживания кумыков (82,2%) является 7 из 11 административных районов равнинной и отчасти предгорной зоны Дагестана. Территория с площадью свыше 12 тыс.кв.км. Кроме того, некоторая часть кумыков проживает на землях, вошедших в состав Чеченской республики (Гудермесский район), Северо-Осетинской республики (Моздокский район). Общины имеются в Турции, Иране, Сирии. Городское население кумыков составляет свыше 47% и проживает в городах Махачкала (Порт-Петровск), Буйнакск (Темир-Хан-Шура), Избербаш, Каспийск, Кизилюрт, Хасавюрт, Кизляр. Историческим центром считается Махачкала, современный город, выросший на месте хазарской столицы Анжи (Семендера).
Территория проживания кумыков в границах современного Дагестана
По данным 1992 года общая численность кумыков составляет свыше 300 тыс. человек и по темпам роста численности в Российской Федерации (1970-1989гг.) кумыки были на седьмом месте (48,5%). Всего занятого кумыкского населения - 99 158 чел., из них в сфере промышленности - 18,6, сельского хозяйства - 28,2, транспорте - 7,0, строительстве - 7,4, здравохранении, физкультуре и социальном обеспечении - 7,1, народном образовании - 10%. Доля людей, занятых преимущественно умственным трудом, среди кумыков составляет 31,0%. В сфере управления - 3,1%. Удельный вес лиц с высшим образованием в 1989 году среди кумыков составлял 8,2 процента (по РФ - 11,3%).
По данным перепеси 2002 года общая численость Кумыков в России составляет 423.000 человек.
Экономика
Кумыки - народ оседлой земледельческой культуры. Традиционными для них являются хлебопашество, садоводство, виноградарство, культивируемые еще с 8-9 веков. Исторически они занимались и скотоводством. Землю кумыков можно по праву назвать житницей всего Дагестана, здесь сосредоточено свыше 70 процентов экономики республики. Здесь сосредоточена почти вся промышленность (приборостроение, машиностроение, консервирование, виноделие и т.д.). Развиты рисосеяние, рыболовство.
Недра богаты нефтью, газом, минеральными источниками, сырьем для строительных материалов (стекольные пески, гипс, гравий, галька и т.д.).
Имеются немалые рекреационные ресурсы (Каспийское побережье, грязевые и минеральные источники лечебного свойства). В их числе сероводородные (Талги), гидро-карбонатно-натриевые (Каякент), хлоридные, известковые и др.
Этнополитическое прошлое
Кумыкский народ является правопреемником своих предков, имевших в IV-XIX веках свою государственность в лице Кавказской Гунии, Хазарии, Шамхальства Тарковского. С 14 по 19 век (1867г.) Кумыкия существовала под эгидой кумыкских шавхалов (царей) в виде феодального государственного образования, шамхалата, находившегося в разные периоды своей истории под протекторатом Турции, Ирана, России. В 16 в. она вела многочисленные войны с Россией и Кабардой, став надежным заслоном на пути их экспансии на юге-восточном Кавказе.
Границы ее простирались от Дербента на юге и до Кабарды на севере. В течении нескольких веков она была субъектом международной политики. В 1867 году после окончательного завоевания Кавказа Россией кумыкское шавхальство было ликвидировано. Одна часть его территории - Засулакская Кумыкия - была включена в Терскую область (бывш. Кумыкский округ), другая часть - Шавхальство Тарковское - подчинена Дагестанской области Кавказского наместничества Российской империи.
Однако кумыки не переставали бороться за свое национально-государственное возрождение, приняв деятельное участие в тюркском модернистском движении конца XIX - начала XX веков. В 1908-1916 годы их представители вошли в созданный эмиграцией в Турции Комитет защиты прав угнетенных тюрко-мусульманских народов России и принимали участие в 1916 году на Лозаннской конференции и от имени своего народа обратились за поддержкой к главам ряда государств Европы и Азии,
В годы революции кумыки приняли активное участие в борьбе народов Северного Кавказа за свою независимость, выступили государствообразуюшими субъектами в создании Северно-Кавказской демократической республики, Терско-Дагестанского правительства, Юго-Восточного Союза. Их представители занимали ряд ключевых постов (председатель правительства, председатель Союзного парламента, министр иностранных дел, внутренних дел, финансов, военного министерства) в правительстве Северо-Кавказской республики (1918г.). Из их среды выдвинулись лидеры таких партий и организаций как ЦК Союза объединенных горцев, Джамиатуль Исламия, Милли Комитет, Сират-ал-мустаким (Правый путь) и т.д.
В 1920 году большевиками была провозглашена дагестанская автономия, которая обрекла кумыков на безстатусное, безсубъектное существование в составе Дагестана и России. Борьба лидеров кумыкского народа (Д. Коркмас) за повышение его статуса и создание полноценной государственности, учитывающей полиэтничность, не увенчалась успехом. А сами лидеры были обвинены в пантюркизме и буржуазном национализме и репрессированы, в том числе глава дагестанского правительства Дж. Коркмас. Впоследствии национальные в своей основе территориальные округа, возникшие на этнотерриториальной основе были преобразованы в 7 административных районов - Буйнакский, Каякентский, Карабудахкентский, Коркмаскалинский, Кизилюртовский, Бабаюртовский и Хасавюртовский, которые существуют и в настоящее время.
Кумыкская культура, язык и цивилизация
Антропологически кумыки входят в состав балкано-кавказской расы большой европеидной расы, что роднит их с карачаевцами, балкарцами, караимами, крымскими татарами. Верующие кумыки - мусульмане-сунниты. Ислам проник в их среду в VIII - начале IX века, утвердился же к концу XV века. Ранее они, как и все тюрки, исповедовали тенгризм. Некоторая часть приняла иудаизм, христианство. Ныне во всех кумыкских населенных пунктах функционируют мечети. Религиозность по некоторым оценкам составляет свыше 80 процентов. Кумыки ныне имеют автономное Кумыкское духовное управление с центром в г.Махачкале.
Кумыкский язык вместе с карачаевско-балкарским, караимским и крымско-татарским относился к тюркской группе алтайской семьи языков. В своей основе они имеют общие, исторически отложившиеся булгарские, хазарские черты, а также куманские. Кумыкский язык в течении многих веков на Северном Кавказе являлся языком международного, межнационального общения, изучался и преподавался в вузах и средних учебных заведениях России в XIX веке. А в 1917 году на национальных съездах народов Северного Кавказа был принят в качестве официального языка. В 1923 году кумыкский язык в Дагестане был провозглашен государственным языком республики.
Письменность на арабской графике получила распространение со времени принятия кумыками ислама. После 1917 года литературный язык развивался на основе буйнакского и хасавюртовского диалектов. В 1929 году была разработана письменность на основе латиницы, а в 1939 году осуществлен переход на кириллицу.
Кумыки являются наследниками богатой и оригинальной национальной культуры, имеют развитую литературу, фольклор, искусство. Из среды кумыков и их предков хазар вышли выдающиеся ученые, поэты, писатели, полководцы Сулейман ибн Дауд Саксини Сувари (ХII в.), Исхак ибн Кундаж ал-Хазари (IХ в.), Умму Камал (XV в.), Мухаммад Аваби Акташи (XVII в.), Али-Кули-хан Валех Дагестани (XVII в.), Багдад Али (XVII в.), Кадир-Мурза (XVII в.), Йырчы Казак (XIX в.), Мухаммат Османи, Девлет-Мурза Шейх-Али, Абдурахман Атлы боюнлу (XIX в.), Абусупьян Акай, Нугьай Батырмурза, Манап Алибек (ХХ в.). Поэт и кинорежиссер, отец и сын Тарковские. В науке известны Мурад Капланов, Мужаид Хангишиев, Рашид Аскерханов, Сакинат Гаджиева и др. Ныне в науке и образовании трудятся более 250 докторов и кандидатов наук кумыкской национальности, среди них 4 академика. 3 вуза республики возглавляются представителями кумыков. Большой отряд писателей, деятелей искусства, среди которых известны имена Анвара Аджиева, Барият Мурадовой, Исбат Баталбековой, прославивших свой народ.