Доказательства отношений; учитель-ученик
Цель этой статьи опровергнуть ложное заявление оппонентов, что Абу Ханифа якобы не был студентом Имама Джафара Садика (мир ему).
Они утверждают:
"Заявление, что Абу Ханифе преподавал Джафар Садик - ложь. Это известно любому, кто читал хоть что-то о жизни Абу Ханифы. Известно то, что Абу Ханифа обучался некоторыми из самых великих ученых своего времени, особенно Исмаилом бин Хаммад Абу Сулейманом Ал-Кафи, который был одним из самых выдающихся преподавателей Абу Ханифы.
Кроме того Абу Ханифа обучался Ибрахимом бин Мухаммад аль Мунташиром. Ибрахимом бин Зайд аль Нахи, Аййубом аль Сихтиани, аль Харисом аль Хамадани, Рабиа аль Мадани,Салимом бин Абдуллах бин Умаром бин аль Хаттабом. Также Саидом Масруки сыном Суфьяна аль Таури, Сулейманом аль Хилали, Аасимом бин Калибом и многими другими".
Это - прекрасный пример негодования врагов Ахли Бейта (мир им). Они желают отрицать установленный исторический факт, чтобы принизить статус Ахли Бейта Пророка (мир им) в глазах суннитов.
К счастью сунниты уловили смысл усилий таких людей, и мы представляем Вам небольшой текст ученого наших дней, ханафита муфтия Гулам Расул из Дар аль Улум Кадриях Джилания (Лондон), который опровергает ложь подобного рода, в своем превосходном описании биографии Имама Джафара ас-Садика (мир ему) "Субех Садик".
Мы прикрепляем полные страницы 186-191:
Имам Абу Ханифа - один из выдающихся студентов Имама Джафара аль Садика (мир ему), как было подтверждено Ибн Хаджаром аль Макки в его «Саваиг аль Мухрика», алламе Шиблинджи в его «Нур аль Абсар», Абдул Халимом Джинди и Мохаггигом абу Зохра и различными другими мухаддисами и улемами. Цепь учителей Абу Ханифы началась с Имама Бакира (мир ему), и он впоследствии расширил эту цепь Имамом Джафаром аль Садиком (мир ему). В этом отношении, Абдул Халим Джинди пишет:
«Абу Ханифа заявил, что, если бы он не провел два года своей жизни с Имамом Джафаром аль Садиком (мир ему), он был бы мертв» («Имам Джафар ас-Садик», страница 162).
Исследователь Абу Зохра заявляет: «Широко известно, что относительно тех двух лет, Абу Ханифа обычно говорил: «Если бы эти два года не были доступны для меня благодаря моему везению и удаче, то Нуман (прозвище Абу Ханифы) был бы мертв»» («Имам Джафар ас-Садик», страница 83). Имам Абу Ханифа обычно говорил:
«Я никогда не видел лучшего правоведа (имеется в виду исламское право-фикх) чем Джафар бин Мухаммад (имам Джафар ас-Садик (мир ему)».
Это означает, что имам Абу Ханифа был студентом Имама Джафар ас-Садика (мир ему) и в течение полных двух лет он оставался с Имамом в Медине. Всякий раз, когда они встречались, имам Абу Ханифа получал огромную образовательную выгоду от этого; он имел огромное уважение к Имаму Джафару Садику. Иногда когда он подвергался проверке по тому или иному вопросу Имамом Джафаром, Абу Ханифа преднамеренно хранил молчание из-за огромного почтения, которое он имел к Имаму, Абдул Халим Джинди и Ибн Эмаад Ханбали сделали запись, как однажды Имам Джафар ас-Садик (мир ему) спросил Имама Абу Ханифу о том, что было бы каффара (возмещением) для паломника, который в состоянии ихрама ломает рубаййа (передние четыре зуба оленя). Имам Абу Ханифа ответил: -
«O сын Пророка, я понятия не имею». На что имам Джафар ас-Садик (мир ему) ответил: -
«Олень не имеет рубаййа». («Шадхарат ал Дхахаб», Том 1 страница 220 и «Аль имам Джафар ас-Садик, страница 162).
Вопрос:
Ибн Теймийя написал, что Абу Ханифа не был студентом Имама Джафара ас-Садика (мир ему), а был современником, что не значит студент.
Ответ:
Это - неправильное утверждение, потому что Абу Ханифа был именно студентом имама Джафара (мир ему). Именно поэтому Хафиз Ибн Хаджар Аскалани, Ибн Эммад Ханбали, Ибн Хаджар Макки, аллама Шиблинджи, исследователь Абу Зохра и многие другие подтвердили, что Имам Абу Ханифа был студентом Имама Джафара Садика.
Кроме того, аллама Шибли Нумани, опровергая заявление ибн Теймийя заявил:
«Утверждение ибн Теймийя, что Абу Ханифа не был студентом Имама Джафара Садика неправильно, потому, что хотя Абу Ханифа был муджтахидом, это не идет ни в какое сравнение со знанием и достоинствами Имама Джафара Садика, начиная с науки о хадисах и исламской юриспруденции - ведь фактически все виды религиозного знания появились от семьи Святого Пророка (да благословит Аллах его и род его) («Сират Нуман», страница 60). Это не только доказывает, что Абу Ханифа был студентом Имама Джафара, но также и свидетельство того, что нет никакой альтернативы в знаниях и достоинствах Ахли Бейту Пророка (да благословит Аллах его и род его), в независимости от того ученый вы или даже муджтахид...».
Таким образом было доказано что утверждение Ибн Теймийи является ложным и необоснованным. Имам Абу Ханифа взял различные повествования от Имама Джафара Садика.
Абу Зохра пишет, что Имам Абу Ханифа имел обыкновение много рассказывать от Имама Джафара (мир ему), и такие повествования могут быть найдены в книге имама Абу Юзуфа (умер в 183 году хиджры) «Аль Асар» и в книге имама Мухаммад бин Хасана Шейбани (умер в 189 году хиджры) тоже «Аль Асар».
Число переданных Абу Ханифой повествований (хадисов) от Имама Джафара Садика в обеих этих книгах является огромным.
Абу Зохра пишет, что правда то, что религиозный фанатизм делает человека слепым и глухим. Каким образом злые утверждения клеветников были бессильны в бросании тени на образ предка имама Джафара имама Али ибн АбуТалиба (мир ему), также никто не мог надеяться уменьшить высоту Имама Джафара ас-Садика.
Этот случай подобен примеру тех, кто стремился клеветать на Иисуса, когда одна группа людей отрицала его пророчество, а другая группа чересчур превозносила его. («Имам Джафар аль Садик», страница 84).
Было доказано, что те, кто стремился умалить образ Имама Джафара ас-Садика (мир ему), типа ибн Теймийи и др., не достигли даже малейшего успеха.
Было также доказано, что имам суннитов Абу Ханифа был студентом Имама Джафара аль Садика (мир ему) и часто брал и передавал предания (хадисы) от него.
Аллама Мухаммад Хизри пишет, что; Абу Ханифа и большинство имамов Медины получили (передали) хадисы от Имама Джафара аc-Садика (мир ему), но имам Бухари не получал (и не передал) ни одного хадиса от него («Тарих фигха», страница 293).
«Субех Садиг», Муфти Гулам Расул стр. 186-191 (опубликовано в Лондоне)
Муфтий Гулам Расул также привел опровержение заявления ибн Теймийя и мы хотели бы представить выдержку из английской версии его книги:
"Абу Ханифа сидел в течение долгого времени у ног Имама Багира (5-й имам шиитов) и приобретал от него большое и ценное знание в фикхе и хадисах, не доступного где-нибудь еще".
Шииты и сунниты солидарны, что Абу Ханифа получил большую часть знаний от имама Багира. Он узнал много от сына имама, Джафара аль Садика , факт который однозначно подтвержден в книгах истории.
Ибн Теймия однако, отрицает это, на том основании, что Абу Ханифа и Джафар аль Садик были сверстниками, следовательно это исключает вероятность первого быть учеником последнего.
Но я рассматриваю это как явное неблагоразумие и нехватку понимания у ибн Теймийи. При всем его величии как оригинального мыслителя и мастера фикха, Абу Ханифа не мог сравниться в знании с Имамом Джафаром аль Садиком. Ахли Бейт были источником фикха и хадисов и фактически всего религиозного знания. "Владелец дома знает лучше всего, что находится в нем" гласит известная арабская поговорка.
«Имам Абу Ханифа, жизнь и работы» стр 24
Мы также приводим линк на «Муснад имам Азам» представленный на языке урду Мовланой Сад Хасан Сагибом. Текст - собрание хадисов, которые были собраны и переданы имамом Абу Ханифой. На странице 23, предисловия Муснада,
Мовлана Абдер Рашид Намани, давая краткий обзор жизни имама Абу Ханифы заявляет:
"Имам Абу Ханифа оставался в течении долгого времени в Медине и непрерывно посещал кружки Имама Багира (ра). В юриспруденции (фикх) и хадисах он изучил много вещей во время его общения с Имамом Багиром (ра), которые он не знал прежде. Имам Багир (ра) скончался 7 зуль хиджа 114 года хиджры.
После смерти Имама Багира, имам Абу Ханифа оказывал самое большое уважение к его сыну имаму Джафару Садику (ра). Он посещал его занятия весьма часто, чтобы приобрести знания.
Имам Абу Ханифа придерживался мнения об Ахли Бейт, что в действительности все религиозные науки, хадисы и фикх произошли от их очага".
Муснад Имам Азам
Пакистанский ученый суннит Мохаммад Хамидулла Хан в своей книге "Школы Исламской Юриспруденции - сравнительные исследования» в его краткой биографии имама Абу Ханифы на странице 61 пишет:
[i]"Он получил возможность встретить Анаса, известного сподвижника Пророка Мухаммеда (да благословит Его Аллах и приветствует) в возрасте 12 или 13 лет и посещать лекции Имама Джафара ас-Садика.
Относительно его места в истории фикха Абу Ханифа сказал:
«Я не видел правоведа более высшего разряда чем Имам Джафар ас-Садик» [взято со страницы 69 «Табеины» Шаха Моинуддина Ахмеда Надви]"
«Школа исламской юриспруденции» (стр. 61).
Хамид Хафани Дауд пишет в «Назарат фи аль кутуб аль Халида (страница 182)
أبا حنيفة ومالك كانا تلميذين للإمام الصادق وكان أبو حنيفة كثيرا ما يقول لولا السنتان لهلك النعمان
«Абу Ханифа и Малик были студентами Имама Садика, и Абу Ханифа имел обыкновение говорить: «Без этих двух лет ан Нуман (прозвище Абу Ханифы) погиб бы»»
Знаменитый ученый суннит Шейх Ибн Талха Шафии пишет в « Маталиб Аль-Сеул», страница 218:
واستفاد من الإمام الصادق جماعة من أعيان الأئمة وأعلامهم مثل مالك بن أنس وأبو حنيفة
“Много известных ученых извлекли пользу от Имама Садика, среди них Малик бин Анас и Абу Ханифа.”
Ахмад Мухиуддин аль Аджуз пишет в «Минхадж аль шариа аль Исламийа» (том3 страница 114)
وأخذ عنه أيضا الإٌمام أبو حنيفة في الكوفة ، وقال ما رأبت أفقه من جعفر بن محمد الصادق
“Также имам Абу Ханифа учился под его руководством в Куфе, и говорил: «Я никогда не видел кого - то более знающего, чем Джафар бин Мухаммад аc-Садик»”
Абдуррахман аль Шаркави пишет в своей книге «Аима аль Фикх аль Теса» (Том 2 страница 90):
لزم الإمام جعفر الصادق سنتين تعلم فيهما الكثير وإن اختلفا من بعد حتى قال ابو حنيفة النعمان لولا السنتان لهلك النعمان
«Он провел в обществе Имама Джафара аль Садика около двух лет и узнал много от него, и несмотря на их разногласие после этого времени, Абу Ханифа имел обыкновение говорить: «Без этих двух лет, Нуман погиб бы»».
Аллама Шейх Шарави Азхари в своей известной египетской «Рисале Аль Ахрам уль Сунна» (страница 103, периодический номер 32932) написал:
"Имамом шиитов-имамитов был Имам Джафаром аль Садик, который был преподавателем имама Абу Ханифы. Они – имамиты-джафариты, которые, как мы предварительно объяснили - одни из тех, кто придерживаются чистой религии. Именно относительно них наш шейх Шалтут выпустил фетву, допускающую следовать за этим мазхабом, потому что это - законный исламский мазхаб, который действует как источник руководства для его сторонников. В Египте мы включили определенные принципы фикха шиитов о разводе и наследовании в наш закон".
Среди наших шиитских улема аль Мухаггиг аль Курки в «Джаме аль Магасид» (том 1, страница 21) также подтверждает, что Абу Ханифа учился под руководством имама Джафара аль Садика (мир ему).
Вероубеждения имама Абу Ханифы
Оппоненты заявляют:
"Даже если Джафар аль Садик и преподавал Абу Ханифе, то это совсем не значит, что Абу Ханифа получил знание от имама Садика и это не означает, что Абу Ханифа стал шиитом-джафаритом. Я говорю это как гипотезу, так как подтверждено, что Абу Ханифа выносил религиозные решения во время Абу Джафара, отца Джафара аль Садика !".
Мы также не утверждаем это.
Абсурдно для нашего оппонента, дойти до такого умозаключения. Если я изучаю фикх (исламскую юриспруденцию) при преподавателе, верование которого отличается от моего, это не означает, что я автоматически превращаюсь в адепта этой системы веры! Тем не менее, интересно то, что имам Ахли Сунны аль Мухаддис Шах Абдул Азиз Дехлави фактически упомянул Абу Ханифу как шиита. Он пишет в «Таухва исна Ашарийя», страница 25.
"Имам Абу Ханифа [р] был упомянут среди шиитов города Куфы, и он считал Зейда бин Али бин Хусейна, находящимся на дороге истины"
Во времена той эпохи исламские науки распространялись через империю, и студенты извлекали выгоду из обучения у ученых с отличающимися, различными представлениями, далекими и широкими. Студенты пользовались возможностью, получить знание от улемов.
Таким же образом Абу Ханифа получал знания у Имама Джафара аль Садика (мир ему).
Имам Джафар аль Садиг (а), также преподавал имаму Малику.
Оппоненты заявляют:
"Аль Шафии читал "Аль-Муватта" Малика, книгу, в которой имеется только 9 хадисов рассказаных Джафар аль Садигом. И никто не говорил, что Малик был одним из студентов Абу Ханифы, но говорили, что Малик был современником Абу Ханифы".
Ответ:
Противники не в состоянии привести какие-либо источники как свидетельства, только свои собственные фанатичные представления. Как имам Абу Ханифа, также имам Малик извлек выгоду из знаний Имама Джафара аль Садига (а):
Муфтий Гулам Расул в «Субех Садиг» страница 202 рассказывает об этом:
Абу Наим Исфахани (умер в 430 г.хиджры), написал: Имам Малик бин Анас был одним из студентов Имама Джафара (Хилайат аль Аулийя, том 3, страница 199). Исследователь Абу Захра пишет, что Имам Малик постиг знания от него и посетил его курсы («Имам Джафар Садик», страница 83).
«Сухеб Садиг» стр 202
Ахмад Мухиуддин аль Аджуз привел в Минхадж аль Шарийя аль Исламийя,том 3, страница114:
وقد أخذ عن الإمام جعفر الصادق رضي الله عنه الإمام مالك في المدينة وقال عنه : إنه كان من العلماء الزهاد الذين يخشون الله
«Имам Малик проходил обучение при Имаме Джафар аль Садиге, да будет Аллах доволен им, в Медине, и он (Малик) обычно говорил: «Он (имам Джафар) был среди набожных ученых, которые боятся Аллаха.»»
Абдуррахман аль Шаркави делает запись в «Амеа аль Фикх аль Теса» (Том 1, страница 140):
أفاد الإمام مالك من صحبة الإمام جعفر وأخذ عنه كثيرا
“Имам Малик получил пользу от Имама Джафара, и научился у него многому.”
И как мы процитировали ранее, известный суннитский ученый муфтий ибн Тальха Шафии привел в Маталиб аль сеул, стр. 218.
واستفاد من الإمام الصادق جماعة من أعيان الأئمة وأعلامهم مثل مالك بن أنس وأبو حنيفة
“Много известных ученых извлекли выгоду от Имама Садика, такие как Малик бин Анас и Абу Ханифа.”
Мы должны также указать, что шиитский ученый шейх Туси в его книге аль-Риджал (страница 302) привел Малика бин Анаса, как студента Имама Джафара Садига.
Кроме того, суннитский ученый маликитского толка (мазхаба) Мухаммад Исмаил аль Ешбили (умер в 636 году хиджры) в своей книге «Асма шейх Малик бин Анас», страница 67, упомянул имя Имама Джафара аль Садига (а) среди имен учителей имама Малика.