Гость !!! | RSS
Сегодня на сайте
Новые сообщения Участники Правила форума Поиск RSS
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Khufu  
Форум » Общение » История религии » Ислам после Монгольского нашествия
Ислам после Монгольского нашествия
« Khufu » Дата: Воскресенье, 10 Октября 2010, 00:33:26 | Сообщение # 1
Любознательные
Khufu; НЕТ АВАТАРА
«Модератор»
Сообщений: 156
Замечания: ±
Статус Настроения: [редактировать]
Отсутствует

Смайл настроения
ИСЛАМ ПОСЛЕ МОНГОЛЬСКОГО НАШЕСТВИЯ

Депортация и массовые убийства людей в результате монгольского нашествия. Разрушение ирригационных систем, уничтожение культурных центров и особенно разгром исторической столицы Аббасидского халифата нанесли тяжелые удары по традициям и культуре мусульманской общины.

Обращение монголов в ислам. Первые монгольские правители, многие из которых женились на княжнах из среднеазиатских племен, вроде кераитов, принявших христианство несторианского толка, благоволили к своим христианским подданным и даже заигрывали с Западной Европой и крестоносцами. Не прошло и ста лет, как правители династии Хулагуидов обратились в ислам.

Газан-хан (правил в 1295-1304) стал первым Хулагуидом, отказавшимся от видимости подчинения верховному хану. Его брат и преемник, Олджайдухан (султан в 1304-1317) также стал мусульманином, хотя ребенком был крещен и получил имя Николай в честь папы Николая II. Газан-хан и Олджайдухан были первыми ильханами, начавшими покровительствовать исламской культуре.

Монгольская Золотая Орда на Волге, принадлежавшая древнему дому Джучи, тоже стала мусульманской, и в результате ислам быстро распространился по степям Руси и Средней Азии. Однако потомки Хубилай-хана в Китае стали приверженцами буддизма.

В монгольский период творили величайшие поэты Персии — Саади из Шираза (ум. 1292); Джалал ад-Дин Руми (ум. 1273 в Конье, Анатолия) и Хафиз из Шираза (ум. 1389).

Мамлюки (1250-1517) и сопротивление монголам. Остановить монгольское нашествие на мусульманский мир смогли мамлюки — белые рабы-воины, подобные тем, что сыграли столь большую роль в качестве элитной гвардии Аббасидов в событиях 9 в.

Преемники Саладина поделили его владения на несколько султанатов. Самым крупным и сильным из них в военном отношении был Египет, и против него как главной опоры сопротивления крестоносцы направили свои 5-й и 6-й крестовые походы.

В 1249 умер египетский султан ас-Салих Айюб. Вдова ас-Салиха, Шаджрат ад-Дурр, и его тюркские мамлюки продолжили борьбу, и впоследствии предводитель мамлюков женился на султанше, став первым мамлюкским султаном Египта.

При этой династии подлинная власть находилась в руках самих мамлюков, которые обновляли состав своего войска за счет покупки невольников. Невольники не были мусульманами, они состояли по преимуществу из тюрок в первый, или бахрийский, период (1250-1382) и из черкесов — во второй, бурджитский, период (1382-1517). Продвижение по службе в мамлюкском султанате зависело от заслуг, и старшие начальники могли даже надеяться получить трон. Таким образом, большинство султанов были бывшими немусульманами, пробившимися наверх.

В 1259, после завоевания Ирака, Хулагу повел наступление на Айюбидов в Сирии. Под ударами монголов пал Алеппо. Как всегда, завоеватели пощадили только христиан. Затем войска Хулагу взяли Дамаск. Союзниками Хулагу в этой кампании был царь Армении и его зять латинянин Богемонд VI, князь Антиохии. Основные силы крестоносцев сохраняли нейтралитет. Вскоре Хулагу повернул обратно на восток, оставив на завоеванных землях оккупационную армию. Тогда, собрав превосходящие силы, мамлюки вторглись в Сирию и в решающей битве при Айн Джалуте в Галилее в сентябре 1260 успешно остановили монгольское продвижение на запад.

Бейбарс (годы правления 1260-1277). Героем битвы с монголами был мамлюкский военачальник Бейбарс. Перед возвращением армии в Каир он убил занимавшего трон султана Кутуза и занял его место. При Бейбарсе произошла консолидация власти мамлюков. Бейбарс видел опасность союза монголов с Западной Европой, поэтому его политика состояла в том, чтобы натравить обратившуюся к исламу Золотую Орду на Хулагуидов, пока он расправляется с крестоносцами в Сирии. Европа была слишком занята своими делами и не стала вмешиваться в планы Бейбарса. В 1265 он занял мусульманскую Сирию и несколько укреплений крестоносцев. Его полководец Калаун в 1266 опустошил Киликию. В 1268 пала Антиохия, но окончательные победы над крестоносцами мамлюкам удалось одержать в правление Калауна (1279-1290) и его сына Ашраф Халиля (1290-1293). Граница с Хулагуидами приблизительно установилась по Евфрату.

Бейбарс также "восстановил" халифат Аббасидов, посадив члена аббасидской династии на престол халифа в Каире. Халифат, несомненно, сохранялся до конца мамлюкского султаната и служил легитимизации не только мамлюкского султаната, но и власти мусульманских правителей в Индии, Анатолии и Средней Азии. Многие правители и не беспокоились о легитимизации, и после аннексии мамлюкского Египта Османами в 1517 этот халифат незаметно исчез. И только в 19 в. мусульмане, испытывавшие сильнейшее давление с Запада и стремившиеся добиться большего сплочения, вспомнили о том, что османские султаны унаследовали халифат от каирских Аббасидов.

Торговые пути из Европы к Индийскому океану — самые оживленные в средние века — пролегали по Красному морю и территории мамлюков. В уплату за пряности и ткани Востока венецианский и генуэзский флот вез мамлюкам серебро и древесину из Европы, меха и рабов из русских земель по Черному морю. Этот источник колоссальных доходов для Индии и Сирии значительно оскудел в 1498, когда португальцы обогнули Африку и повернули торговые пути в сторону от Красного моря.

Мамлюки соперничали друг с другом в строительстве великолепных мечетей, медресе и мавзолеев в Каире. Искусство и литература процветали, мамлюкский период стал эпохой совершенствования арабской литературы, временем собирания, комментирования и создания компиляций из великих произведений прошлого. Однако оригинальных мыслителей почти не было. Выдающееся исключение представляет Ибн Хальдун (ум. 1406), испано-арабский философ и историк, который сделал блестящую политическую карьеру при дворах Испании и Северной Африки, а позже эмигрировал в Каир.

Рост религиозной нетерпимости. В этот период начала исчезать терпимость по отношению к местным христианам. Первые монгольские ханы им благоволили, вернувшиеся к власти мусульмане стали им мстить. Наибольшего накала ситуация достигла при Тамерлане, который фактически истребил несториан в Средней Азии и последовательно проводил специальную политику истребления христиан во время всех своих завоевательных походов. В Египте и Сирии мамлюки преследовали местных христиан, опасаясь их возможных связей с крестоносцами и монголами, а в Испании и Северной Африке бурные события христианско-мусульманского конфликта привели к вспышкам фанатизма с обеих сторон.

Тамерлан (ок. 1336-1405) (от Тимур Ленк, "Хромой Тимур"), выдающийся полководец и политический деятель 14 в., был выходцем из знатной тюркской семьи из Мавераннахра, которому удалось захватить власть в провинции после ослабления господства монголов (ок. 1370). На пути к власти он создал образ правителя — защитника иранизированного оседлого населения и улемов Мавераннахра, а его военные кампании против монголов и других правителей имели целью предотвратить любую угрозу Мавераннахру ценой опустошения соседних мусульманских стран.

Тамерлан объявлял себя суннитом, когда имел дело с шиитами, и шиитом, когда имел дело с суннитами. Список городов, которые он разграбил и сжег, зачастую истребляя все население, включает мусульманские культурные центры Персии, Средней Азии, Индии, Анатолии, Ирака и Сирии. Захваченные богатства и лучшие мастера свозились в Мавераннахр, особенно Тамерлан заботился о своей столице — Самарканде.

Тамерлан умер в 1405. Соперничество внутри его династии, которой он завещал Персию и Мавераннахр, позволило тюркским полукочевым племенам прийти к власти в Персии, а узбекам, которыми командовал Шайбани-хан, потомок Чингисхана, захватить к концу столетия Мавераннахр и большую часть Хорасана.

Персидская культура при преемниках Тамерлана. Несмотря на опустошения, произведенные армиями Тамерлана, 15в., был одной из величайших эпох в истории персидской исламской культуры. Тамерлан покровительствовал персидской культуре в Мавераннахре, уничтожая ее в других странах, а среди его преемников было несколько высокообразованных правителей. При его младшем сыне, Шахрухе, султане государства со столицей в Герате (1405-1447), и его потомке Хусейне Бейкара, правившем с 1469 по 1506, Герат превратился в центр искусства и литературы мусульманского Востока. Последним из этих одаренных князей был Бабур, правитель Ферганы, который был изгнан узбеками из Средней Азии в 1503, захватил Кабул и затем завоевал султанат Дели (1526), основав индийскую династию Моголов.

Османы (ок. 1300-1924). Монгольские вторжения серьезно подорвали и в конечном итоге привели к гибели сельджукский султанат в Анатолии. После него остались отдельные эмираты, или бейлики. 4-й крестовый поход и разграбление Константинополя в 1204 обескровили и Византию. Примыкавшие к ней бейлики стали расширяться за счет византийских земель. Участвовавших в этих завоеваниях воинов бейликов называли газиями (от араб. "газават" — "военные походы", "набеги" — вооруженная форма джихада, "борьбы за веру").

Один из этих бейликов, населенный тюркским племенем османов, на юго-восточной границе византийской территории, появился на исторической арене ок. 1300 и начал с поразительной быстротой увеличивать свои владения. К 1354 османы поглотили большую часть азиатской территории Византии, пересекли Дарданеллы и захватили Галлипольский полуостров. Обосновавшись в своей новой столице Адрианополе, они стали стремительно захватывать земли в Сербской империи и Болгарском царстве. Все правители династии Османов, на протяжении десяти поколений вплоть до 1556, отличались энергией и военно-административными способностями. В 1389, после решающей победы над сербами в Косове, они на время стали полновластными хозяевами Балкан. Затем, с помощью династических браков и открытой вооруженной интервенции, они начали поглощать мусульманские бейлики Анатолии. После Косова, при султане Баязиде, их политика в Малой Азии сделалась особенно агрессивной. Почти 100-тысячное европейское войско, состоявшее из бургундцев, немцев, венгров, валашцев и поляков ("Никопольский крестовый поход") было полностью разгромлено османскими войсками в 1396. В живых оставили только знать, за которую Османы запросили колоссальный выкуп.

Уже в начале 15 в. Османы стремились взять Константинополь, но на следующие полстолетия столицу Византии спасла победа Тамерлана над Баязидом при Анкаре в 1402. Баязид умер в плену, Анатолия была разграблена Тамерланом, а сыновья Баязида в течение нескольких лет вели войну друг с другом, выясняя, кому принадлежит верховная власть. Однако к 1421 Османское государство было сильно как никогда. В 1453 Константинополь перешел во владение султана Мехмеда II и был переименован в Стамбул.

Османское господство. С новой волной османской экспансии ислам был принесен на Балканы. Османская империя поглотила безнадежно раздробленный византийский мир, за исключением Руси, придерживавшейся православной веры. Завоеванные народы принимались в состав империи на правах младших партнеров, и эта система работала вплоть до начала 19 в., когда поощрявшийся европейскими державами национализм привел к отпадению европейских провинций Османской империи.

Особенностью военно-политической структуры Османского государства была система девширме, введенная еще до взятия Константинополя, по которой детей балканских христиан обучали как государевых рабов (капыкулу) и формировали из них корпус янычаров. Обращенные в ислам и специально обученные янычары часто становились особо приближенными османского падишаха, или императора, и поднимались до самых высоких постов в государстве.

В известной мере в османскую эпоху происходило соединение исламской и византийской культур. Османская архитектура и искусство эпохи империи представляют собой смесь византийских и исламских элементов. В религии такое же синкретическое соединение исламских, православных и языческих понятий происходило в "народном исламе", особенно в суфийских мистических братствах.

Османская экспансия 16 в. Османские падишахи стали признанными поборниками ближневосточного суннизма, присоединив к своей империи другие суннитские территории и владения. Тем самым они вступили в конфликт с возвышавшимся шиитским государством Сефевидов в Иране, который Османы остановили своей артиллерией в 1514 при Чалдыране. В 1517 Османы аннексировали уже пришедший в упадок Мамлюкский султанат в Египте и Сирии.

При десятом османском султане, Сулеймане Великолепном (Сулейман Кануни "Законодатель", правил 1520-1566) была присоединена Венгрия (к 1543), а в 1529 началась осада Вена. К 1551 под османским сюзеренитетом находилась вся Северная Африка вплоть до границ Марокко. Были завоеваны Аден и Йемен, предпринималась попытка перехватить у португальцев пути торговли со странами Индийского океана.

После смерти Сулеймана могущество Османов стало клониться к упадку. Постепенно энергичных султанов и дисциплинированный государственный аппарат сменили некомпетентные правители и коррумпированные местные лидеры и чиновничество. Ослабление политической власти сопровождалось упадком культуры. В 16-17 вв. в империи усилилась религиозная нетерпимость.

Иран: Сефевиды и Каджары. Уничтожение традиций мусульманской учености улемов при монголах и Тимуридах привело к росту влияния суфиев, которые успешно проповедовали свои взгляды среди тюрок, монголов и шиитских проповедников.

Одному из суфийских братств, Сефевие, шейхи которого утверждали, что происходят от Али, покровительствовали Хулагуиды и Тимуриды. Центром влияния сефевидов был город Ардебиль в Западном Иране, а влияние ордена распространялось на тюркские племена, которые основывали неустойчивые полукочевые государства в Иране и Восточной Анатолии. Вскоре братство приобрело полувоенный характер и к 1448 превратилось в важную политическую силу. Примерно в то же время шейхи, проповедовавшие шиизм имамитского толка, установили близкие отношения через систему династических браков с тюрками племени ак-коюнлу. В 1502 ополчения сефевидских шейхов разгромили своих бывших союзников и вытеснили их с принадлежавших им территорий.

Шах Исмаил (1486-1524). Победитель тюрок, Исмаил Сефевиа, провозгласил себя шахом Ирана, а учение двенадцатеричников, или шиитов-имамитов, государственной религией. Суннизм и суфизм других толков, кроме сефевидского, были искоренены. В 1510 Исмаил разбил узбеков, убил Шайбани-хана, захватил Хорасан и таким образом сделался наследником Тимуридов. Узбеки-сунниты ушли в Мавераннахр, который с тех пор отделился от Ирана в религиозном и культурном отношениях. Двигаясь на запад, Исмаил потерпел поражение от Османов, которые неизменно враждовали с его династией.

Сефевиды — одна из самых ярких мусульманских династий в истории Ирана, а шиизм сыграл исключительно важную роль в формировании национального иранского самосознания.

Аббас (правил в 1587-1629) и его преемники. Аббас Великий, бывший шахом с 1587 по 1629, сделал столицей Ирана Исфаган и стремился к союзу с Европой против Османов. При его преемниках династия ослабела, афганское восстание подорвало шахскую власть, и Надир-шах, тюрок по происхождению, занял иранский трон в 1736-1747. Он стал последним великим завоевателем Востока, опустошив Индию (1739) и завоевав Мавераннахр. Однако завоевания не принесли долговременных выгод, а после его смерти в стране началась анархия. В 1796 вождь тюркского племени каджаров объявил себя шахом, новой столицей был сделан Тегеран. Династия Каджаров просуществовала до 1920-х годов.

Арабский Запад в 13-17 вв.

Закат империи Альмохадов. Подобно тому как мусульманские территории на Ближнем Востоке подвергались нашествиям монголов, западные земли ислама в 13-14 вв. также испытали серьезные потрясения. В 1212 "крестовый поход" Реконкисты под предводительством лидеров Кастилии и при участии войск Наварры, Арагона, Португалии и Франции завершился разгромом мусульманских армий при Лас-Навас-де-Толоса в Южной Испании.
Халиф остался в живых, бежав в Африку.
Сражение положило конец правлению Альмохадов и нанесло серьезный ущерб андалусской мусульманской культуре. Христиане еще в течение двадцати лет предпринимали усилия, чтобы закрепить свои завоевания, но Альмохады примирились с поражением, и на территории Испании было образовано несколько независимых эмиратов. В 1230 король Кастилии Фердинанд объединил Кастилию и Леон и в союзе с Арагоном ликвидировал большинство эмиратов. Кордова пала в 1236, Севилья в 1248, мусульманская династия Насридов из Гранады откупилась, став данником Кастилии (1238-1492).

В Северной Африке Альмохадам не давали покоя выступления бывших сторонников Альморавидов и серьезные беспорядки, учиненные племенами бану хиляль и бану сулайм. Эти арабские племена, переселенные Фатимидами из Аравии и Египта в Северную Африку в 11 в., нанесли чувствительный урон цивилизации Северной Африки.

К 1236 Тунис и Восточный Алжир обрели независимость при хафсидских наместниках Альмохадов. В 1249 Хафсиды обвинили Альмохадов в отходе от махдизма и объявили себя халифами. В Тлемсене вождь местных берберов Йагмурасан из рода Абдельвалидов (Зайянидов, или Ваттасидов) объявил себя султаном Западного Алжира. В Северном Марокко могущественное племя берберов бану мерина, берберы группы заната, основали собственное государство и в 1269 заняли Марракеш, объединив Марокко и покончив с династией Альмохадов.

Пост-альмохадские государства в Магрибе. Берберские династии — преемники Альмохадской империи: Насриды, Мериниды, Абдельвадиды и Хафсиды — продолжали править, но союз Арагона и Кастилии стал угрожать позициям Насридов в Испании. Последние султаны Гранады необдуманно нарушили договор и напали на территорию Кастилии. В 1492 Фердинанд захватил Гранаду и разгромил эмират Насридов.

Потомки Фердинанда и Изабеллы, опасаясь интриг Меринидов, выслали в Северную Африку всех испанских мусульман, где многие из них, лишившись средств существования, присоединились к корсарам и жили грабежом судов. Из оставшихся династий Мериниды были наиболее заметной политической силой, а Абдельвадиды из Тлемсена играли роль буфера между ними и Хафсидами. Сами Мериниды постоянно испытывали нажим со стороны испанцев и португальцев. В середине 16 в., арабская династия шарифов (потомков пророка) Саадидов взяла власть в свои руки на большей части территории Марокко. К 1669 Саадидов сменила правящая поныне в Марокко шерифская династия Алауитов.

Ослабевшие государства Абдельвадидов и Хафсидов к 1550 перешли под власть Османов, что спасло их от подчинения Испании.

 
« Dimmon » Дата: Воскресенье, 10 Октября 2010, 02:33:05 | Сообщение # 2
Любопытные
Dimmon
«Проверенные»
Сообщений: 66
Замечания: ±
Статус Настроения: [редактировать]
Отсутствует

плин во Тимур продуманее басмача biggrin
 
Форум » Общение » История религии » Ислам после Монгольского нашествия
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
мини-чат
Tagis Балаболка
Инфо сайта
Инфо форума

Все права защищены! shalbuzdag-666.ucoz.ru © 2009 – 2024 ()
уЧётчик сайта