|
|||
ЧАСТЬ СЕДЬМАЯ
ИЗ ВЫСКАЗЫВАНИЙ ИМАМА АЛИ
1 - ИЗ КНИГИ "НАХДЖ АЛ-БАЛАГЕ"
Монотеизм - это когда ты не создаёшь Господа в воображении (ибо Всевышнего невозможно породить фантазией), а справедливость - это когда ты не обвиняет Его (не приписываешь Господу дурного). Безусловно, Господь имеет право на благодарность за все блага, ниспосланные Им, которые будут умножены у тех, кто будет благодарить Господа за их ниспослание, и иссякнут у тех, кто проявит оплошность в этом деле. Одержав победу над врагом, прости его в знак благодарности Господу за подобную милость. Помощь обездоленному и угнетённому и рассеивание грусти печального человека - искупления за большие грехи О, потомок Адама! Когда заметишь, что твой Господь дарит тебе Свои блага одно за другим, а ты (вместо благодарности) грешишь и не повинуешься Ему, побойся Божьей кары. (Эти бесконечные блага ввергнут тебя в пучину греха и уготовят тебе более жестокое наказание.) Тогда, когда ты (в результате неумолимого хода времени) обернёшься спиной к миру (и лицом к смерти), и смерть обернётся к тебе лицом, встреча между тобой и смертью будет очень скорой. Наилучшим может быть лишь скрытый (от взоров людей) аскетизм. Наивысшим богатством и независимостью является отречение от желаний. Избегай дружбы с глупым человек, ибо он, желая принести тебе пользу, (по глупости) навредит тебе. Не дружи со скупым человеком, ибо (если ты попросишь у него что-нибудь), он будет прибедняться. Остерегайся дружбы с безнравственным человеком, ибо он продаст тебя за бесценок. Воздержись от дружбы с лживым человеком, ибо он подобно миражу (обманет тебя), приблизит к тебе далёкое и отдалит от тебя близкое. Язык умного человека находится за его сердцем, а сердце глупого человека находится за его языком. (Мудрец думает, прежде чем говорить, а глупец говорит, а затем думает.) Грех и дурной поступок, (совершённый тобой и) опечаливший тебя, более богоугоден, нежели доброе деяние, которое сделает тебя высокомерным. Залогом победы (в делах) является осторожность и предусмотрительность. Осторожность достигается путём размышления. Мнение и мысль присущи тем, кто не разглашает тайн. Опасайтесь ярости и власти великодушного человека, когда он проголодается, и гнёта и господства подлеца, когда он насытится. Человеку, имеющему возможность наказать (врага или грешника) более подобает проявить милосердие. Нет лучше богатства, чем ум, и нет худшей нищеты, чем невежество. Наилучшее наследство - хорошее воспитание и наилучшая поддержка - совещание. Жаждущие мирских благ люди подобны путниками, идущим с караваном спящих. (Когда их жизнь подходит к концу, они просыпаются, однако в этом пробуждении для них нет никакой пользы. Бедного украшает целомудрие, а богатого - благодарность. Когда совершенствуется ум человека, укорачивается его речь. (Болтливость признак глупости.) Каждый вздох и выдох на шаг приближает человека к смерти. Если кто-нибудь (посредством праведности) улучшит свою связь с Господом, то Господь улучшит его связь с людьми. Если кто-нибудь будет стараться улучшить своё положение в загробном мире, то Господь улучшит его положение в этом мире. Если кто-нибудь сам будет своим наставителем, то Господь пошлёт ему хранителя. Этот мир подобен гадюке, которая мягкая на ощупь и ядовитая внутри. Невежда, обманувшись, тянется к нему, однако мудрый человек избегает его. Как велика разница между двумя поступками: поступком, наслаждение от совершения которого заменяется страданием (например, плотские наслаждения), и поступком, страдания совершения которого заменяются вознаграждением. Познание величия Творца делает ничтожным в твоих глазах Его творения. У Аллаха есть ангел, который каждые день кричит: "О, люди! Размножайтесь, чтобы умирать, копите, чтобы терять и стройте, чтобы рушить!" Настоящий друг тот, кто поддерживает своего друга в трёх случаях: в трудные минуты, в отсутствии друга и после его смерти. Если кому-нибудь будет предоставлены четыре возможности, то он не будет лишён четырёх обстоятельств. Если кому-нибудь будет предоставлена возможность молиться, то он не будет лишён удовлетворения от молитвы. Если кому-нибудь будет указан (путь) раскаяния, то он не будет лишён прощения. Если кому-нибудь будет предоставлена возможность молить Бога об отпущении грехов, то он не будет лишён надежды, что его грехи будут прощены. И если кому-нибудь будет предоставлена возможность возблагодарить Господа за блага, то он не будет лишён возможности их умножения. Давая милостыню, вы способствуете ниспосланию вам (Господом) пропитания, и если кто-нибудь уверится в воздаянии, то станет щедрым. Терпение и стойкость даётся каждому в меру несчастья, и человек, который во время бедствия (проявив несдержанность) будет причитать, не получит вознаграждения. Личность каждого человека скрыта под его языком (т.е. пока человек не заговорит, его достоинства и недостатки останутся скрытыми). Человек, не знающий себе цену, погубит себя. Терпеливый человек никогда не упустит победы, даже если ему придётся терпеть очень долго. Одобряя действия группы людей, человек становится соучастником в их деле. Тот, кто входит в соучастие в злодеянии, берёт на себя два греха: один грех за совершение этого дела и другой - за его одобрение. О. люди! Бойтесь Аллаха, который слышит всё, что вы говорите и знает всё, что вы скрываете, и (готовясь к загробному миру,) опередите смерть, ибо если вы будете бежать от неё, она настигнет вас, если остановитесь, она овладеет вами, а если забудете о ней, она вспомнит о вас. Тот, кто находится в местах с дурной славой, не должен упрекать того, кто подозревает его в дурном. Упрямый и самодовольный человек погубит себя, а тот, кто советуется с другими, имеет несколько умов. Легче не грешить, чем каяться. Вместимость любого сосуда уменьшается, когда его наполняют, кроме сосуда знаний, объём которого увеличивается при пополнении. Тот, кто (до смерти) потребует счёта от себя, получит пользу, а тот, кто забудет об этом, понесёт ущерб. Тот, кто побоится Господа, будет защищён от мучения ада, а тот, кто будет внимать наставлениям, прозреет. Тот, кто прозреет, познает истину, а тот, кто познает истину, станет мудрым. Превратности судьбы выявляют суть людей. Угнетение рабов божьих - плохой запас для Судного Дня. Зная, притворится незнающим - наилучшее деяние великодушного человека. Вера - это познание и убеждённость умом, признание языком и действие телом. Одни люди поклоняются Господу, стремясь заслужить награду. Это богослужение торговцев. Другие поклоняются Господу из страха (угодить в ад). Это богослужение слуг. Третьи считают Господа достойным поклонения и поклоняются Ему в знак благодарности. Это богослужение свободных людей. В День Страшного Суда угнетателю будет намного хуже, чем угнетённому в день его притеснения угнетателем. Бойся Аллаха хотя бы немного и сохраняй между собой и Аллахом завесу, пусть даже очень тонкую. Всевышний имеет право (на благодарность) за все блага. Так, если кто-нибудь воздаст Ему должное, Господь умножить представленные ему блага, а если кто-либо допустить оплошность в этом деле, Господь лишит его всех благ. *** О, потомок Адама! Не горюй сегодня о завтрашнем дне, ибо если завтра тебе суждено жить, то Господь пошлёт в этот день твоё пропитание. Если кто-нибудь будет хорошего мнения о тебе (ожидая от тебя милости и добра), оправдай его надежды (и будь с ним добр). Я познал Аллаха, когда увидел, что Он отменяет мои решения и устраняет трудности. Горечь мирской жизни (т.е. перенесение трудностей на пути исполнения религиозных обязанностей) - сладость (счастье и спокойствие) в загробной жизни. Сладость мирской жизни (недозволенные наслаждения) - горечь (мучения и наказание) в загробной жизни. О, потомок Адама! Стань самим исполнителем своего завещания и до смерти распорядись своим имуществом так, как хочешь, чтобы это сделали другие после твоей смерти. Если когда-нибудь обеднеете, ведите торговлю с Аллахом давая милостыню (чтобы увеличить своё богатство). Тот, кто будет помнить о дальности путешествия (в загробный мир), снарядится (праведностью и добродетелью), не дожидаясь смерти. Если бы даже Аллах (посредством Пророков) не предостерегал людей от грехов и непослушания, (всё равно) в знак благодарности за предоставленные блага мы должны были подчиняться Ему. Как много наставлений и поучений и как мало внимающих наставлениям! Люди - дети мира, и никто не будет осуждён за любовь к матери, (однако эта любовь не должна быть такой сильной, чтобы вынудить человека совершить грех.) Бедняк и неимущий (обратившийся к кому-нибудь с просьбой) - посланник Аллаха. Так, отказавший ему отказывает Аллаху и подаривший ему что-либо дарит Аллаху. Вера человека не станет настоящей до тех пор, пока он верит в свои возможности больше, чем в могущество Аллаха. Воздерживайтесь от совершения грехов и непослушания Аллаху в одиночестве и тайком, ибо свидетелем будет сам Судья. Самое малое, что вы обязаны сделать для Аллаха, это не использовать Его блага для совершения греха. Наилучшее богатство - безразличие к тому, что есть у других. Если человек увидит (душой) свою смерть и место, куда он должен возвратиться, несомненно, он сочтёт врагом свои желания и заблуждения. Имущество каждого человека имеет двух совладельцев: наследники и превратности судьбы. Самым тяжким из грехов является грех, которого грешник считает незначительным. Самый большой недостаток - считать недостатком (других) свойство, которым ты обладаешь сам. Скупость является источником уродств, а также уздой, которая тянет человека к любому проступку. Удовольствие, за которым следует огонь, - не удовольствие, а мучение, за которым следует рай, - не мучение. Любое благо по сравнению с раем крайне ничтожно, а любое несчастье по сравнению с пламенем ада - благоденствие и спокойствие. Как хороша скромность богача перед нищим ради получения вознаграждения от Аллаха! Но намного лучше безразличие нищих к богачам ввиду веры и упования на Аллаха. Если кто-нибудь улучшит свой внутренний мир, Аллах улучшит его внешность, а если кто-нибудь будет трудиться ради религии и потустороннего мира, Аллах устроит его мирские дела. Тебе достаточно той пользы от ума, чтобы отличить прямой путь от заблуждения. Терпение подобно прикрывающей завесе, а ум - острому мечу. Прикрывай терпением (как завесой) свои недостатки в характере и уничтожай умом (как мечом) свои страсти. Человеку не подобает полагаться на здоровье и богатство, ибо в любое время здоровый может заболеть, а богатый обеднеть. В Судный День больше всех будет сожалеть человек, добывший нечестным путём богатство, унаследовав которое, другой потратить на пути Аллаха (и благодаря этому) попадёт в рай, в то время как первый попадёт в ад. (Во время наслаждения и совершения греха) помните об окончании наслаждения и наказании за содеянное. Если кто-нибудь будет считать небольшие трудности большими, Аллах пошлёт ему большие несчастья. Человеку, обладающему достоинством и величием души, страсти кажутся ничтожными. Две группы сильно жаждущих людей ненасытны: ищущие знания (ибо приобретая знания, они больше увлекаются) и желающие мирских благ (ибо приобретая их, они становятся более алчными). Невежда всегда предаётся крайностям. (В его делах нет порядка.) Аллах не брал обещания у невежд учиться, а взял клятву с учёных - обучать других. Отставь в сторону надменность и высокомерие, сломи а себе гордыню и вспомни о тесноте и темноте своей могилы. 2 - ИЗ КНИГИ "ГЕРАР АЛ-ХЕКАМ"
Привязанность к миру - величайшая ошибка. Наука и знания - богатая сокровищница, которая никогда не иссякнет. Религия подобна дереву, корнем которого является смиренность и покорность (перед божьим предопределением). Джихад (на пути Аллаха) - основа религии и метод счастливцев. Покорность предначертанной Аллахом судьбе облегчает большие трудности. (Большое) желание приближает смерть и отдаляет человека от его цели. Умный человек разговаривает только в случае необходимости или с целью аргументирования своих слов и совершает лишь деяния, полезные для его загробной жизни. Страшиться кары Аллаха - дело благочестивых. Праведный (всегда) остерегается грешить, страшится божьей кары и надеется на милость своего Создателя. Плач от страха перед Аллахом и отдалением от Его престола- богослужение мистиков. Страх, алчность и скупость - отрицательные черты характера, собранные вместе в результате недоверия к Аллаху. Мудрец думает, когда молчит, поминает Аллаха, когда говорит, и извлекает урок, когда смотрит. Счастлив тот, что страшится своего конца (загробного мира) и таким образом обезопасивает себя, надеется на награду и совершает добро-деяния. Наука и знания лучше богатства. Наука охраняет тебя, а богатства должны быть охраняемы тобой. Терпеливость перед плотскими вожделениями - целомудрие, перед проявлением гнева - величие, а перед совершением греха - благочестие. Благочестивцы - это люди, деяния которых чисты, глаза которых полны слёз и сердца которых переполнены страхом (перед Аллахом). Уверенность в ком-либо до его проверки - признак глупости. Выдержка разделяется на два вида: выдержка в трудных и бедственных положениях, которая прекрасна, а ещё прекраснее выдержка при не-совершении недозволенного. Плач из страха перед Аллахом осветляет душу и закрывает путь к грехам. Слово находится в твоём распоряжении, пока ты не произнёс его. Но когда ты произнесёшь его, ты будешь в его распоряжении. Раскаяние и возвращение к Аллаху - это раскаяние души, просьба о прощении, произнесённая языком, отказ (от совершения грехов) телом и обет не возвращаться к грехам. Спокойствие и привязанность заключаются в трёх вещах: уживчивой жене, послушном ребёнке и единомышленном друге. Справедливость - это когда ты судишь самого себя, если согрешишь, а величие и превосходство - это когда ты прощаешь, обретя могущество. Страх перед Аллахом в этом мире защищает человек от страха перед Аллахом в загробном мире. Делай добро тому, кто сделал тебе зло и прости того, кто причинил тебе боль. Будь всегда правдивым и честным, ибо так поступают добродетели. Возвращай то, что оставлено тебе на хранение, и не предавай того, кто тебя предал. Уважай своего гостя, если даже он будет ничтожным человек, и вставай со своего места перед своими родителями и учителем из уважения к ним, даже если ты являешься правителем. Смотри на мир взглядом отшельника и не смотри на него глазами влюблённого. Сделай себя критерием суждения в спорах с другими. Желай для других того, что желаешь себе и не желай им того, чего себе не желаешь. Делай добро другим, подобно тому как желаешь, чтобы тебе делали добро, и не угнетай других, подобно тому как не желаешь быть угнетённым. Сделай из себя своего охранника и используй этот мир для загробного. Извлекайте уроки из поведения своих предшественников прежде чем будущее поколение извлечёт уроки из ваших дел. Иранский поэт Саади, вдохновлённый этими словами, сказал: Увидев подругу в силках, Птица не станет просо клевать. Учись на примере других, Чтоб самому примером не стать. Вырвите из своих сердец любовь к мирским благам прежде чем ваши тела уйдут из мира. В мире вы подвергаетесь испытаниям. Ведь вы созданы для другого (загробного) мира. Всегда помните об Аллахе, ибо это освещает душу и является наивысшим богослужением. Работайте ради дня (Судного Дня), для которого накопляются запасы и в который всё тайное становиться явью. Остерегайся дела, совершивший которого будет стыдиться и отрицать его, будучи спрошенным о нём. Остерегайся любого дела, уничтожающего загробный и улучшающего этот мир. Остерегайся общаться с порочными и развратными людьми и теми, кто идёт по пути неповиновения Аллаху. Остерегайся мира, ибо он является западнёй сатаны и ослабляет веру. Не совершай скверных дел, ибо они осквернят твоё имя и умножат твои грехи. Не будь доносчиком, ибо донос сеет (в сердцах) вражду и отдаляет человека от Аллаха и людей. Не совершай зла, ибо это величайший грех, и в Судный День злодей будет расплачиваться за свои злодеяния. Не люби мир, ибо он является центром всех грехов и совокупностью всех бед. Знай, что я не видел ничего подобного раю, стремящийся к которому спит, и ничего подобного аду, остерегающийся которого погрузился в сон. Знайте, что больше всего я боюсь, как бы вы не совершили две вещи: последовали духовным вожделениям и имели множество желаний. Знайте, что переживаете дни надежд и желаний, вслед за которыми придёт смерть. Тот, кто в дни надежд и желаний до наступления своей смерти сделает доброе дело, это дело поможет ему, и его смерть не причинит ему вреда. Наилучшим человек является тот, кто приносит людям наибольшую пользу. Наивысшим богослужением является сохранение живота и женского полового органа (от недозволенного). Сильнейшим человек является тот, кто победил свою плоть. Больше желаний имеют те люди, которые меньше думают о смерти. Глупейший из людей - тот, кто считает себя умнейшим. Знания человека о самом себе и его познание своего значения - наивысшая мудрость. Самой прочной верой обладает тот, кто больше всех уповает на Всевышнего Аллаха. Несчастнейший человек - тот, кто продаёт свою религию ради мирских благ другого человека. Достойнейшим жалости человеком является мудрец, который должен повиноваться глупцу, щедрый человек, который находится в подчинении низкого человека, и добродетельный человек, которым управляет злодей. Богатейшим из богатых является тот, кто не находится в плену алчности и корыстолюбия. Мудрейший из людей - тот, кто видит свои и не видит чужие недостатки. Счастливейший из людей мира - тот, кто отречётся от мира, а самый счастливый из них в загробном мире - тот, кто работает ради загробного мира. Твои вздохи и выдохи - часть твоей жизни. Расходуй их на богослужение, которое приблизит тебя к Аллаху. Несомненно, плоть человека побуждает его к злодеяниям и распутству. Плоть предаст каждого, кто доверится ей, уничтожит каждого, кто будет искать у неё защиты и приведёт в наихудшее место того, кто будет доволен ей. Конечно, Всевышний Аллах услышит молитву угнетённого и выполнит его просьбу, ибо угнетённый желает получить своё право, а Всевышний Аллах справедлив и не лишит человека права, которого он заслуживает. Всевышний Аллах даёт мир и тому, кого любит, и тому, кого не любит, но даёт веру только тому, кого любит. Умён тот, кто в сегодняшнем дне видит завтрашний, пытается освободиться от своих духовных вожделений и совершает все деяния для дня, которого не избежать. Наилучшим из людей для Аллаха является тот, кто оживляет своей ум (знаниями и благочестием), убивает плотские вожделения и дышит ради благоустройства своей загробной жизни. Когда Аллах возвеличивает человека, Он даёт ему возможность любить Его. Когда спрашиваешь, спрашивай, чтобы узнать, а не придраться. Учащийся невежда похож на учёного, а придирчивый учёный - на невежду. Предупредите смерть и трудности и приготовьтесь к ним прежде чем они придут. (Добрыми деяниями приготовьтесь к загробной жизни). Злодеяния в отношении рабов Аллаха - плохой запас для Судного Дня. Размышляйте над аятами Корана и извлекайте из них урок, ибо они - красноречивейшие наставления. Остерегайтесь скупости и лицемерия, ибо эти качества- самые порицаемые. Перенимай знания у учёного и передавай свои знания невежде. Так ты узнаешь то, чего не знал, и извлечёшь пользу из того, что знаешь. Результатом благочестия является счастье в этом и потустороннем мирах. Три вещи украшают правоверного: страх перед Аллахом, правдивость и возвращение того, что отдано на хранение. Отдаляйся от лжи, ибо она отдаляет веру. Общайся с благочестивыми и мудрецами и много разговаривай с ними, ибо если ты невежда, они передадут тебе свои знания, а если ты мудрец, ты увеличишь свои знания. Упование раба на Всевышнего Аллаха соответствует его вере в Аллаха. Доверчивость (к Аллаху) состоит в том, что ты очищаешь деяния от недобрых помыслов и веришь в то, что Аллах простит ошибки. Добрый нрав побуждает любовь и укрепляет дружбу. Любовь к мирским благам развращает ум, не позволяет сердцу услышать мудрый совет и приводит к страшным мучениям. Сладость победы покрывает горечь терпения. Отказавшись от этого мира, заполучите загробный мир, но не стремитесь получить мир, отказавшись от веры. Предъявите себе счет прежде, чем вам будет предъявлен счёт, и оцените (свои деяния) прежде чем будете оценены. Лучший из людей - тот, кто изгонит алчность из своей души и будет бороться с душевными вожделениями ради поклонения своему Господу. Возьми из мирских благ то немногое, что удовлетворит тебя, и откажись от многого, что побудит тебя к мятежу и неповиновению. Бойся своего Господа и надейся на Его милосердие, чтобы Он сохранил тебя от того, чего ты страшишься, и дал тебе то, на что ты надеешься. Поминание Аллаха радует благочестивых и даёт наслаждение верующим. Да упокоит Аллах того, кто укорачивает желания и, опережая смерть, не упускает возможности собрать в походную суму добрые деяния (для загробного мира). Вершиной веры является добрый нрав и украшение из правдивости и честности. Удерживание души от вожделений - великий джихад. Ошибка учёного подобна крушению корабля, который тонет (в море) и увлекает за собой других. Багажом человека в путешествии в загробный мир является добронравие и благочестие. Добрые люди мягко разговаривают и громко здороваются. Радость правоверного заключается в поклонении Аллаху, а печаль - в грехах. Ночное бодрствование и богослужение - весна друзей (Аллаха) и цветущий сад счастливых. Храни свою веру от сомнений, ибо сомнения уничтожают веру подобно тому как соль портит мёд. Молчание, приносящее тебе степенность, лучше слов, приносящих тебе позор. Как счастлив тот, кто из страха перед своим Господом постоянно следит за своей душой и поклоняется Аллаху публично и в уединении! Как счастлив тот, кто очищает свои деяния и действует, познаёт, любит, ненавидит, берёт, даёт, разговаривает и молчит ради Аллаха! Счастлив тот, кто избирает своим девизом страх перед Аллахом, считает желания ложью и остерегается ошибок. Поклонение душевным вожделениям развращает ум. Продление стояния на молитве и земных поклонов намаза спасает человека от мук огня (ада). Тот, кто вместо вечного загробного дома довольствовался этим бренным миром, причинил зло самому себе. Непорочность благочестивых выявляется тогда, когда дают знать о себе плотские вожделения. Удивляюсь тому, кто забывает о смерти, видя умирающих. Эй, мир! Обманывай того, кто не знает о твоём коварстве и от чьих глаз скрыты нити твоих козней. (Несмотря на весь свой блеск и красоту, ты не сможешь обмануть Али.) Укороти свои желания, ибо жизнь коротка, и делай добро, ибо даже незначительное добро велико. Как часто низменное и ничтожное удовольствие мешает человеку достичь высших степеней! Как может исправлять других тот, кто не в состояний исправить самого себя? О невежестве мужчины свидетельствует уже то, что он напрасно тратит свою жизнь на то, что не спасёт его. Призывай (людей) к добру и удерживай от зла и в то же время сам делай добро и избегай злодеяний. Любовь к Аллаху и дружба с миром несовместимы, как несовместимы свет и тьма. Правоверный имеет три отличительные черты: правдивость, твёрдая вера и короткие желания. В рай попадёт только тот, кто борется со своими душевными вожделениями. Если небеса и земля будут давить на человека, а он будет благочестиво верить в Аллаха, Аллах откроет ему путь спасения из этого тупика и даст ему пропитание оттуда, откуда он совсем его не ожидает. Аллах сделает независимым того, кто уповает на Всевышнего Аллаха. Тот, кто больше помнит о смерти, спасётся от козней мира. Хорошо, когда мудрый человек много общается с добродетельными учёными и избегает сближения с плохими людьми. Никто не получил в загробном мире того, чего желал, не отказавшись от желанных мирских благ. He радуйся богатству и покою и не огорчайся бедности и затруднениям, ибо золото проверяется огнём, а правоверный - затруднениями. 3- ИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ ИМАМА АЛИ
(1) - О, единственный, у кого я ищу убежища! Прибегаю к Твоему милосердию, страшась Твоего гнева. - Я твой раб, признающий все свои грехи, а Ты - всевышний, вечный и милосердный. - Если Ты накажешь меня, в том моя вина (ведь Ты справедлив), а если простишь меня, в том Твоё величие, ибо только Ты можешь прощать. (2) - Если однажды столкнёшься с трудностями, не проявляй нетерпения, ибо долгое время у тебя было всё в порядке. - Не теряй надежду на божью милость, ибо это кощунство. Может быть, Аллах сделает тебя независимым в короткий срок. - Не думай плохо о своём Господе, ибо (милосердный) Господь творит только добро. - Ты видел трудности, сменившиеся благополучием. Ведь слово Аллаха правдивее всех слов. (Подразумевается коранические аяты (пропущено на арабском)) (3) - Среди людей я заметил четырёх, состояния которых вполне ясны. (Люди подразделяются на четыре группы.) - Один сталкивается в мире с множеством проблем, но имеет благополучие в загробном мире. - Другой предпочитает мирские блага (живёт в своё удовольствие), но не имеет загробного мира (портит свой загробный мир). - Третий совокупляет оба мира и собрал этот и загробный мир. - Четвёртый из них преступник, у которого нет ни этого, ни загробного мира. (4) - Из шестидесяти лет, которые прожиты человеком, половину уничтожают ночи. - Половина оставшейся части проходит в невежестве, когда человек не может отличить правое от левого. - Одна треть половины жизни растрачивается на желания, алчность, работу и семью. - Остальная часть жизни проходит в болезнях, старости и предсмертном состоянии. - Человек желает долгой жизни из невежества, ибо она пройдёт так, как было сказано. (5) - Охраняй свою душу (от пороков) и поощряй её к тому, что её украшает, чтобы у тебя была здоровая жизнь и чтобы о тебе хорошо отзывались. - Если сегодня у тебя проблемы, подожди до завтра. Может быть, беды и трудности покинут тебя. - Богатый душой человек дорог, даже если у него мало денег, а богач независим (благодаря деньгам), но низок и порочен. - В дружбе с хамелеоном нет добра, ибо он будет склонятся в ту сторону, куда дует ветер. - (Подобный человек) щедр тогда, когда ты не нуждаешься в его деньгах, и скуп тогда, когда может снять с твоих плеч ношу нищеты. - Как много друзей, когда ты пересчитываешь их, и как их мало, когда ты попал в беду. (6) - Тот, кто обладает великой натурой, будет украшен наилучшими качествами. - Тот, кто не жаждет мирских благ, облачается в одежду спасения и безопасности. - Если мир обманет тебя, будь терпелив и, уповая на Аллаха, совершай благие деяния. - Не оставайся в доме низости и пороков, ибо пороки всегда сопровождаются низостью и подлостью. - Если тебя одарит щедрый человек, поблагодари его ласковыми словами. (7) - Иногда милость Аллаха скрыта и это не могут понять самые умные люди. - Иногда за бедами следует облегчение и уничтожает в сердцах горечь и печаль. - Если однажды у тебя не останется выхода из трудного положения, доверься Всевышнему Аллаху. - Призови на помощь Пророка (да благословит Аллах его и род его!), ибо любая проблема легко решится, если обратиться за помощью к Пророку. - Когда сталкиваешься с большой проблемой, будь терпелив. Может, это Аллах проявляет к тебе Свою тайную милость. (8) - Держи себя голодным, ибо голод - признак благочестивых и тот. кто долгое время голодал, вскоре наестся досыта. - Остерегайся мелких грехов и не совершай их, ибо мелкие грехи соберутся (и превратятся в большой грех). (9) - В жизни ты мечтаешь о многом, не ведая ночью о том, останешься ли живым до утра. - Как много умирает здоровых людей и как долго живут некоторые больные. - Иногда юноша проводит дни и ночи, чувствуя себя в безопасности и не ведая о том, что его саван уже сшит. (10) - О. великий, щедрейший и мудрейший! Лишь Ты достоин поклонения и оказываешь Свою милость тому, кому пожелаешь, и лишаешь милости тех, кого захочешь. - О, мой создатель, хранитель и спаситель! В радости и беде я обращаюсь к Тебе. - О, мой Господь! Каким бы великим не был мой грех, Твоё милосердие и прощение превыше. - О, мой Господь! Ты видишь моё состояние, мою бедность и нищету, и слышишь мои тайные и тихие молитвы. - О, мой Господь! Спаси меня от Своего наказания, ведь я смиренный бедный пленник, преклоняющийся перед Тобой. - О, мой Господь! Если тысячу лет Ты будешь посылать мне беды, я по-прежнему буду уповать на Тебя. - О, мой Господь! Мои грехи превысили горы, а твоё милосердие превыше моих грехов. - О, мой Господь! Прости мне мои грехи и очисти меня от них. Я признаю свои грехи и молю Тебя о милости. - О, мой Господь! Что я буду делать, если ты заставишь меня отчаяться и отдалишь меня от себя? - О, мой Господь! Тот, кто заключил с Тобой союз дружбы, бодрствует по ночам, призывает Тебя и разговаривает с Тобой, в то время как невежды спят. - О, мой Господь! Ниспошли мне религию Ахмада (да благословит Аллах его и род его!). Я раскаиваюсь в грехах, храню благочестие и подчиняюсь Тебе. - О, мой Господь, мой Повелитель! Не лишай меня его (Пророка) великой защиты, ибо только эта защита будет принята Тобой. - Приветствуй его (Пророка), пока добродетели поклоняются Тебе и смиренно выполняют Твои предписания. (11) - Красота - это не богатые наряды. Красота - это знания и учтивость. - Сирота - это не тот, у кого нет отца. (Истинный) сирота - тот, у кого нет ума и достоинства. (12) - Пророк Мухаммад (да благословит Аллах его и род его!) - мой брат и родственник, а Хамзе, предводитель мучеников - мой дядя. - Джафар Тайар, которые летает (в раю) вместе с ангелами - мой брат. - Фатима, дочь Пророка (да благословит Аллах его и род его!) - моя жена, кровь и плоть которой сплетены с моей кровью и плотью. - Внуки Пророка (да благословит Аллах его и род его!) - два моих сына от Фатимы. Кто из вас может сравниться со мной? - Я раньше всех вас принял Ислам, в то время как был юношей и ещё не достиг зрелого возраста. - В детстве я (вместе с Пророком, да благословит Аллах его и род его!) читал намаз и, находясь в утробе матери, признавал его пророчество. - Я тот человек, (услуги которого) в бою или в мирное время вы не можете отрицать. - Пророк Аллаха (да благословит Аллах его и род его!) в Кадире Хом обязал вас подчиняться мне. - Горе тому, горе тому, горе тому, кто в Судный День предстанет перед Аллахом, в то время как причинил мне зло.[151] Автор заканчивает книгу, принося тысячи извинений эмиру правоверных имаму Али (да будет мир с ним!) и вновь признаёт свое бессилие представить его светлость так, как он этого заслуживает. Автор надеется, что его светлость с великодушием и благородством, присущим ему одному, примет это ничтожное произведение, простит автора и не лишит его своей помощи. Несмотря на многочисленные ошибки, автор, согласно хадису Пророка Ислама (да благословит Аллах его и род его!) смеет надеяться, что удостоится великой милости, которую Всевышний Аллах из уважения к величию и значению эмира правоверных его светлости Али (да будет мир с ним!) ниспосылает ему и его поклонникам и приверженцам, и завершает своё повествование строками касиды, обращёнными к имаму Али (да будет мир с ним!): Бессильный восхвалить тебя, я умолкаю, Твоё величие умом непостижимо. Как пташка малая тебя я воспеваю. Жар-птицею мне стать недостижимо. Уж лучше от бессилия умолкнуть мне, Весь путь пройти не удаётся мне. |
| ||