Лаокоон, Лаокоонт (Laokoontos) — в древнегреческой мифологии — прорицатель, жрец культа Аполлона в Трое.
Когда троянцы, терзаемые любопытством, рассматривали оставленного ахейцами деревянного коня и некоторые предлагали ввести его в город - Лаокоон предостерегал их, чтобы они не вносили коня в город. Однако троянцы, выслушав рассказ Синена, всё больше склонялись к тому, чтобы принять в город этот дар ахейцев. В наказание за противодействие воле богов (ахейцам помогала богиня Афина), в то время, когда Лаокоон с сыновьями приносил жертву морскому богу Посейдону, по морю приплыли две огромные змеи и задушили жреца и его сыновей, после чего укрылись в храме Афины. Троянцы поняли это как наказание Лаокоона за непочтение к Афине и принесённому ей в дар коню и поспешили ввести деревянное чудовище в город, уготовив тем самым себе погибель.
Другие источники (в том числе не дошедшая трагедия «Лаокоон» Софокла, fr. 370-377) объясняли гибель прорицателя иначе:
Аполлон запретил Лаокоону, бывшему его жрецом, вступать в брак и иметь детей, но Лаокоон нарушил запрет и, больше того, сошёлся со своей женой в самом храме Аполлона (на троянской равнине). За это он и был наказан богом, причём, по одному из вариантов мифа, змеями были задушены только дети Лаокоона (произошло это в том же самом храме, где Лаокоон оскорбил Аполлона), сам же он оставался в живых, чтобы вечно оплакивать свою судьбу (Quint. Smyrn. XII 444-497).
Миф о Лаокооне отражён в античном изобразительном искусстве (помпейские фрески, рельефы, вазопись и т.д.). Мраморная группа «Лаокоон» родосских скульпторов Агесандра, Атенодора и Полидора послужила прототипом для последующих воплощений мифа (Джулио Романо, Эль Греко и др.)
14 января 1506 г. в Риме, на винограднике близ церкви Сан Пьетро ин Винколи обнаружили разбитую на куски мраморную скульптурную группу, созданную ок. 180 г. до н. э. родосскими скульпторами Агесандром, Полидором и Афинодором (см. родосская школа). Ранее эта группа была известна по описанию Плиния Старшего[1]. Через несколько часов к месту находки прибыл Микеланжело.
Скульптура оказала на него огромное впечатление и, как считают, повлияла на образы иньюдо в росписи Сикстинской капеллы. Группу "Лаокоон с сыновьями", составленную из восьми частей (скульптуру реставрировал Микеланжело; правую руку Лаокоона нашли только в 1905 г.), установили в Ватикане, в Октагональном дворе, недалеко от статуи Аполлона Бельведерского. Это произведение — характерный пример искусства эллинизма.
Художники того времени намеренно выбирали драматические и трагические сюжеты, сцены, полные экспрессии, эмоционального напряжения (сравн. "Фарнезский бык"). Выразительность "Лаокоона" достигается за счет утраты целостности скульптурного объема, ясности силуэта — непременных качеств произведений лучшего периода греческой классики. Не случайно "Лаокоон" вспоминают в связи с потерей Эллады независимости под пятой Рима в 146 г. до н.э. В эпоху европейского Неоклассицизма середины и второй половины XVIIi в., когда еще не были в полной мере известны памятники древнегреческой классики, "Лаокоон" почитался одним из наивысших проявлений искусства античности. И. Винкельман для иллюстрации своего знаменитого определения идеала античного искусства как "благородной простоты и спокойного величия" выбрал самый неподходящий пример. Он писал:
"Выражение в греческих фигурах обнаруживает, несмотря на все страсти, великую и уравновешенную душу. Душа эта отражается на лице Лаокоона, и не на одном только лице, несмотря на жесточайшие страдания. Боль, которую обнаруживают все мускулы и жилы его тела и которую, не обращая даже внимания на лицо и другие части, мы чуть ли не сами ощущаем при виде мучительно втянутого живота, — боль эта, говорю я, все же не проявляется никакой яростью ни в лице, ни во всей позе... Страдание тела и величие души распределены во всем строении фигуры с одинаковой силой и как бы уравновешены"[2].
Художник итальянского Барокко XVII в. Дж. Л. Бернини, напротив, утверждал, что в "оцепенении бедра Лаокоона он видит действие змеиного яда". Загадочный испанский живописец Эль Греко выбрал сюжет о Лаокооне для своей картины, в которой довел экспрессию темы до гротеска.
Немецкий мыслитель Г. Э. Лессинг в книге "Лаокоон, или О границах живописи и поэзии" (1766) соглашается с Винкельманом, но видит причину "мудрой сдержанности эмоций" в ином — в различиях возможностей искусства скульптуры и драмы.
В сравнении с экспрессией слова динамизм скульптурной группы Лаокоона для Лессинга — "только изображение прекрасных тел"[3]. Гипноз идеала античного искусства был в ту эпоху столь силен, что Й. В. Гёте, посвятивший этому произведению статью в журнале "Пропилеи" (1798), тоже увидел в "Лаокооне" прежде всего "идеал и величие", а также "чувство меры, с которым здесь изображены крайности физического и духовного страдания"[4].
Скульптурная группа Лаокоона в эпоху Просвещения, как и статуя Аполлона Бельведерского, оказалась символом "отвлеченно прекрасного". Вероятно, прежде всего этим объясняется, что она стала поводом для изложения эстетических теорий. Гёте называет скульптурную группу "трагической идиллией", подчеркивая, что перед нами не изображение жреца или троянца, а образ идеального тела в необычной ситуации. "Я бы назвал эту статую, — пишет поэт, — замершей молнией, волной, окаменевшей в тот миг, когда она ударилась о берег"[5].
В 1797 г. Ф. Шиллер в журнале "Оры" опубликовал статью археолога А. Гирта, в которой впервые дан исторически обоснованный взгляд на статую Лаокоона. Согласно трактовке Гирта, статуя отражает не идеал древнегреческой классики, не "тихое страдание", а, в соответствии с развитием пластических возможностей искусства того времени, экспрессию, напряжение и даже деструктивные тенденции, проявляющиеся в разномасштабности фигур и разобщенности объемов. "Зрительные разрывы" и проемы, форма которых не согласуется с объемами фигур, было бы трудно представить себе в произведениях Фидия или Поликлета, мастеров классической эпохи "века Перикла".
В 1798 г. Наполеон Бонапарт увез "Лаокоона" в Париж, но, по соглашению с Папой Римским Пием VI, статую не выставляли и позднее вернули в Ватикан.
Плиний Старший. Естествознание. Об искусстве. М.: Ладомир, 1994. С. 122 (XXXVI, 37).
Винкельман И. И. Избранные произведения и письма. М.: Ладомир, 1996 (Academia, 1935). С. 107—108.
Лессинг Г. Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии. М.: Худ. лит., 1957. С. 80.
Гёте И. О Лаокооне // Собр. соч.: В 10 т. М.: Худ. лит., 1980. Т. 10. С. 49.
Забота о жилище - это забота о спокойствии. Теплосберегающая облицовка - это не только изысканный облик, но и гарантия сохранения тепла в вашем уединенном уголке. Специалисты, коллектив экспертов, предлагаем вам преобразить ваше жилище в идеальное место для жизни. Наши работы - это не просто теплоизоляция, это творческий процесс с каждым элементом. Мы добиваемся совершенному сочетанию между визуальным восприятием и практической целесообразностью, чтобы ваше жилье стало не только теплым и уютным, но и очаровательным. И самое существенное - доступные тарифы! Мы полагаем, что профессиональные услуги не должны быть неподъемными по цене. <a href=https://ppu-prof.ru/>Утепление фасада дома цена за 1м</a> начинается всего начиная с 1250 рублей за квадрат. Использование современных технологий и высококачественных материалов позволяют нам создавать теплоизоляцию, которая долго служит и надежна. Позабудьте о проблемах с холодом стен и избежите дополнительных расходов на отопление - наше утепление станет вашим надежной преградой перед холодом. Подробнее на <a href=https://ppu-prof.ru/>http://www.ppu-prof.ru</a> Не откладывайте на потом заботу о комфорте своего дома. Обращайтесь к мастерам своего дела, и ваш уголок станет настоящим художественным творчеством, которое подарит вам не только тепло. Вместе мы создадим место для жизни, где вам будет по-настоящему уютно!
Мага не позорь мои седые яй*а! Во-первых; Все эти анекдоты можно найти в широком доступе интернет-сети! Во-вторых; Все эти анекдоты - являются источником разных народов! В третьих;
Цитата26. (Мага. » 04 Май 2015 ¤ 05:44:25)
все же посмотрите у кого ученых больше, писателей знаменитых.. и узрите
Это и есть тупость!
[ps] В Дагестане более 30-ти национальностей - и вы хотите возвысить себя над ними, лишь Шамилем и Расулом?! Или вы желаете проблемы перекинуть со своей больной головы на здоровую?!
[ps] Действительно в одном ты прав; Мир знает кто вы такие!
да вы же *** аварцу в лицо ничего не скажете... из древних времен мы *** ******* и будем *******. и да, все же посмотрите у кого ученых больше, писателей знаменитых.. и узрите ***** кто же тупой)))