« Fizuli »
|
Дата: Четверг, 16 Июня 2011, 23:24:54 | Сообщение # 1
|
Прохожие
|
Сообщений: 17
|
|
|
Довольно любопытный аналитичский материал предоставил вниманию читателей портал "геополитика.ру" (geopolitica.ru/Articles/1212). Дело не только в том, что он демострирует серьезное отношение к возрастающему шиитскому фактору в мире, но и показывает взгляд "с той стороны", поскольку статья тель-авивского аналитика вряд ли может быть заподозрена в проявлении особых симпатий к шиитам и шиизму. Тем интереснее будет нашим читателям составить собственное непредвзятое мнение, ознакомившись с альтернативными точками зрения. Итак, текст самой статьи.
«Шиитский полумесяц» может превратиться в полную луну: Запад теряет своих бывших союзников на Ближнем Востоке
Сегодня на Ближнем Востоке происходят важные исторические события. Кто может быть в числе победителей после событий, которые происходят в арабском мире? США и их союзники – нет, так как независимо от того, какое правительство придет к власти в Египте, прочный союз с Западом будет разрушаться. В складывающихся условиях центр силы перемещается в сторону Тегерана.
По утверждению одного из влиятельных политических журналистов США Томаса Фридмана, «последние сто лет Ближний Восток не был богат на судьбоносные исторические события». Вплоть до начала XXI века арабские государства находились под властью феодальных структур, которые препятствовали развитию инноваций в сфере идей. Кажется, с началом революций в Тунисе и Египте этот недостаток преодолен. Можно сказать, что на Ближнем Востоке начался новый исторический этап. Еще не ясно, приведет ли акт самосожжения 26-летнего тунисца, послуживший причиной мятежа, к всеохватывающему пожару и насколько глубокими будут потрясения. Открытым также остается вопрос о том, кто в результате начавшихся изменений будет победителем. Если рассматривать ситуацию в среднесрочной перспективе, то уже сейчас можно назвать пару проигравших: США и их ближайшие союзники, как на Западе, так и на Ближнем Востоке.
В 2004 году король Иордании Абдалла II озвучил тезис об опасности для арабских государств образования «шиитского полумесяца» от Ирана через Ирак к Ливану. В своих рассуждениях король Иордании возвращает нас к VII столетию, когда исламская община разделилась на суннитское большинство и шиитское меньшинство. В 680 году в битве при Кербале велась борьба за законное наследие пророка Муххамеда. С тех пор на протяжении многих столетий сунниты и шииты обвиняют друг друга в ереси. Их отношения сравнимы со взаимоотношениями между католиками и протестантами времен культурной борьбы Бисмарка (конец XIX века). На территории арабских государств – преимущественно суннитских – проживает шиитское меньшинство, которое рассматривается суннитскими правителями в качестве «пятой колоны», находящейся на службе у Ирана.
Иран – единственная мусульманская страна, большинство населения которой является шиитами. Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад не скрывает своих притязаний на региональное лидерство. Несмотря на значительные социальные проблемы в стране, Иран финансирует деятельность военизированной организации Бригады «Аль-Кудса» (подразделение Корпуса стражей исламской революции), созданной для проведения экстерриториальных операций, а также деятельность антиправительственных исламистов в регионе. С момента публикаций Wikileaks стало ясно, что страх перед реальной возможностью формирования «шиитского полумесяца» и дальнейшего развития иранской атомной программы является господствующим мировоззрением правящих режимов на Ближнем Востоке. В 2005 году, вскоре после того как Ахмадинежад пришел к власти, представители военных кругов Объединенных Арабских Эмиратов высказали предостережение о том, что иранский лидер является «сумасшедшим». Наследный принц шейх Абу-Даби Мухаммед бен Заид Аль-Найи описал возможность скорой безъядерной войны с Ираном, как «наиболее вразумительную альтернативу в сравнении с далеко идущими последствиями появления у Ирана ядерного оружия». Король Саудовской Аравии Абдалла несколько раз призывал к нападению на Иран, чтобы «отрезать голову змее». Сегодня борьба между США и ее союзниками с одной стороны и Ирана и его сторонников с другой находит свое отражение во всех локальных конфликтах. В Ливане, Ираке, Йемене, Палестине политические силы, будь то суннитские или шиитские, консолидируются вокруг двух полюсов силы, центрами которых являются Вашингтон и Тегеран. Прозападная палестинская администрация в Рамаллахе, финансируемая США и ЕС, ведет борьбу в Секторе Газа с радикальным исламским движением «Хамас», которое осуществляет свою деятельность исключительно благодаря финансовой помощи из Ирана. В Ливане прозападная «Коалиция 14 марта» Саада Харири ведет борьбу с движением «8 марта», пользующимся поддержкой «Хезболлах», одного из ответвлений Корпуса стражей исламской революции.
Власть в руках «Братьев мусульман» - это лишь вопрос времени
Египет, как самое густонаселенное арабское государство, играет в рассматриваемом противостоянии ключевую роль. Он располагает самой мощной в регионе армией. Каир считается «центром арабской нации», а произнесенные египетским национальным лидером слова имеют вес. Президент Египта неоднократно по просьбе Запада выступал посредником во время первой войны в заливе, в Ливане, а также при разрешении внутрипалестинского и израильско-палестинского конфликтов. И даже если предположить, что президент Египта действовал для защиты интересов Каира перед лицом угрозы исходящей со стороны Тегерана, ослабление Египта будет означать уменьшение роли Запада в регионе.
Даже не разрушительные сценарии, о которых беспрерывно предупреждает Израиль, должны ввести в ужас. Взгляд Иерусалима по большей части находится в зависимости от пережитого Холокоста, девяти войн и двух интифад. Для многих поколений израильтян и их правительств существующие пессимистические прогнозы являются по-прежнему реалистичными. Именно поэтому премьер-министр Биньямин Нетаньяху, один из наименее прозападных политиков, через десять дней после начала волнений в Египте выступил в поддержку президента Египта. Первого февраля 2011 года премьер-министр Израиля выказал свою озабоченность в Кнессете, сказав, что «новейшая история Ближнего Востока дает много примеров того, как исламисты используют демократические правила игры, чтобы захватить власть». В качестве иллюстрации он привел в пример ситуацию в Иране, Ливане и Секторе Газа. По мнению Израиля, приход к власти в Египте исламистской организации «Братья мусульмане» - это лишь вопрос времени. На сегодняшний день «братство» является наиболее организованным и дисциплинированным оппозиционным движением Египта. Октябрьская революция в России и свержение шахского режима в Иране изначально осуществлялись прагматичными, демократическими силами и лишь позднее власть перешла в руки к экстремистам.
Египет под контролем «Братьев мусульман» будет означать для Израиля серьезную угрозу. В одном из своих коммюнике в марте 2010 года исламисты выступили с заявлением о том, что для них является «обязанностью поддержка различными средствами вооруженного палестинского сопротивления в борьбе с Израилем». Приход к власти в Египте «Братьев мусульман» будет означать для Израиля и США потерю наиболее важного союзника в борьбе с движением «Хамас». В этом случае «Хамас» получит стратегическое преимущество, дипломатическую поддержку и безопасные линии снабжения.
И Египет, первое заключившее с Израилем мирный договор государство на Ближнем Востоке, вновь превратится в его противника. Отдельные представители «Братьев мусульман» не скрывают своего желания расторгнуть мирный договор с Израилем и увидеть египетскую армию марширующей по Синайскому полуострову. В этом случае израильская армия будет вынуждена пересмотреть свою стратегию, так как до сих пор невероятный сценарий войны на три фронта (против Сирии и Египта) теперь представляется вполне допустимым. К одновременной войне с Египтом, обладающим десятой по величине армией в мире, Израиль не готов. Инвестиции, которые до сих пор направлялись израильским правительством на проведение научных исследований и реализацию инфраструктурных проектов, нужно будет перенаправить в военную сферу, чтобы иметь возможность обеспечить военной техникой две танковых дивизии. Однако пока вооруженное противостояние межу Египтом и обладающим ядерным оружием Израилем представляется немыслимым, так же как и открытый альянс между Каиром и движением «Хамас». До сих пор «Братья мусульмане» ограничивались закулисной работой. После десятилетий гонений, которым подвергались члены «Братьев мусульман», руководство организации старается открыто не афишировать свои цели, чтобы не провоцировать власти на принятие жестких мер. И даже если они упрочат свое положение в результате победы на выборах, основным институтом в Египте, оказывающем влияние на внутриполитическую обстановку, будет по-прежнему оставаться армия. Благодаря ежегодной военной помощи со стороны западных союзников в размере $ 1,3 млрд. и тесным партнерским связям США продолжат оказывать влияние на руководство страны в принятии важнейших внешнеполитических решений. Гораздо более вероятными, но не менее проблематичными остаются два других возможных сценария развития ситуации в регионе. «Братья мусульмане», действуя открыто или закрыто, будут оказывать существенное влияние на египетскую политику. Иллюстрацией такого сценария может служить ситуация в Турции. Наиболее тесный союзник Израиля и США, Турция ведет себя не столько как независимый, сколько как своенравный субъект. Турецкий лидер Тайип Эрдоган подрывает попытки США блокировать Сирию и Иран и ослабляет действия союзников в Палестине и Ливане. Аналогичным образом деятельность «Братьев мусульман» будет направлена на подрыв власти военных в Египте, что будет означать снижение влияния Запада в данной ближневосточной стране.
В поисках козла отпущения
Даже небольшие изменения политического курса Каира могли бы иметь огромные последствия для всего региона. Для этого не нужно даже заключать союз с Ираном. Будет достаточно того, чтобы Египет перестал действовать в интересах Вашингтона. Предвкушение начала изменений можно было увидеть уже тогда, когда задержанные активисты «Хамаса» и «Хезболлах» бежали из египетских тюрем в Сектор Газа и Ливан. 5 февраля террористы напали на газопровод в Синае, прервав таким образом на одну неделю энергоснабжение Иордании. Разразившийся в результате беспорядков энергический кризис угрожает росту социальной напряженности в Аммане, где из-за роста цен ситуация и так близка к критической.
По данным социологического опроса, проведенного Pew Research Center в декабре 2010 года, 30% египтян относятся с симпатией к движению «Хезболлах» и 49% - к «Хамас». В этих условиях новое правительство едва ли будет прилагать усилия по поддержке блокады Сектора Газа и прекращению контрабанды оружия. Будет активизирована и без того тесная совместная деятельность между Корпусом стражей исламской революции и палестинскими бригадами «Кассам». Каиру не нужно будет даже поставлять оружие «Хамасу», достаточно будет того, что египетские пограничники будут закрывать глаза, когда в Сектор Газа будут поставляться ракеты средней дальности и класса «земля – воздух». В этих условиях ситуация в регионе будет продолжать сдвигаться в сторону эскалации. Правительство, поддерживаемое «Братьями мусульманами» (в отличие от правительства Х. Мубарака), могло бы извлечь выгоду от напряженности в Секторе Газа: чем успешнее и агрессивнее действует «Хамас» в Газе, тем лучше положение «Братьев мусульман». Эти положительные моменты хороши также для пропагандистских целей: даже самое прозрачное и демократическое правительство едва ли сможет в ближайшем будущем удовлетворить требования протестующих создать новые рабочие места и установить в стране социальную справедливость. В такой ситуации всегда осуществляется поиск «козла отпущения», чтобы отвлечь население от существующих трудностей и укрепить социальную сплоченность. И без того имеющаяся в адрес Израиля враждебная риторика с оттенком антисемитизма будет значительно обостряться. Это не будет способствовать ни укреплению мира в регионе, ни укреплению прагматического лагеря среди палестинцев.
США: строги с друзьями, снисходительны к врагам Гораздо более проблематичным является то, какое влияние оказало поведение американского правительства во время беспорядков, происходивших в регионе. Хотя Вашингтон и его европейские союзники отвергли обвинения в свой адрес в том, что они оставили Мубарака, правительства на Ближнем Востоке были озадачены тем, как быстро президент Барак Обама дистанцировался от одного из своих самых надежных союзников. В телевизионном выступлении, состоявшемся 2 февраля с.г. Мубарак объявил, что не будет больше выставлять свою кандидатуру на выборах в сентябре 2011 года. Несколько часов спустя последовала реакция президента Обамы: «Я совершенно убежден – и сегодня вечером я об этом сказал президенту Мубараку, - что необходим упорядоченный, осмысленный и мирный переход власти, который должен начаться немедленно». Мубарак хотел сохранить власть в своих руках, по крайней мере еще на 5 месяцев – Обама хотел видеть немедленную отставку. Данная позиция США не оставила наиболее близкому союзнику Запада выбора, он должен был уйти, чтобы сохранить свое лицо.
На ближнем Востоке с удивлением наблюдали также, как по-разному Обама реагировал на беспорядки в Каире и Тегеране. С Ираном, который, согласно теории «шиитского полумесяца», является заклятым врагом Америки, он обращался деликатно. Когда в июне 2009 года после выборов президента Ирана демонстрации были жестко подавлены, Вашингтон, после 8 дней молчания, сообщил: «Иранцы должны знать, что мировое сообщество наблюдает. Мы сожалеем о потере каждой невинной человеческой жизни (…). Иранцы должны наконец осудить действия своего правительства», - говорится в одном из коммюнике. Как видно, в данном заявлении нет и следа возмущения или угрозы. Итог своему высказыванию президент США подвел цитатой Мартина Лютера Кинга: «Дуга нравственной вселенной длинная, но она склоняется к справедливости». Напротив, на беспорядки в Каире Белый дом ответил немедленно: уже на второй день демонстраций из Вашингтона был дан хороший совет, что «египетское правительство имеет единственную возможность исполнить пожелание своего народа. Есть твердое стремление иметь прозрачное правительство, свободное от коррупции». Это был ясный и зримый удар по Мубараку.
Америка действует мягко по отношению к своим врагам, но строго по отношению к своим союзникам. Только в январе с.г. президент Обама вдохновил премьер-министра Ливана Саада Харири на безнадежную борьбу с «Хезболлах»; Харири быстро потеряли. Между тем, «Хезболлах» формирует свое правительство в Бейруте.
Пожалуй, никто лучше не продемонстрировал изменения, которые происходят на Ближнем Востоке, чем искушенный лидер ливанских «Друзов» Валид Джумблат, которому молва предписывает репутацию «чувствительного сейсмографа» политических событий. После убийства бывшего премьер-министра Ливана Рафика Харири в 2005 году Джумблат примкнул к прозападному лагерю. Наконец-то ливанским демонстрантам тогда удалось прекратить сирийскую оккупацию. США отключили Ирак, и казалось, что следующей целью будет Дамаск. Фракция Джумблата в парламенте Бейрута помогала сыну Харири удерживать Хезболлах в политических рамках. В январе Джумблат вновь выступил на стороне Сирии, что аргументировал следующим образом: покровители прозападных сил в Ливане (речь идет о США и странах Евросоюза) ведут борьбу только путем различных коммюнике, в то время как их противники используют все формы политического и военного давления».
Мирные революции народных масс в Тунисе и Египте с полным основанием вызывают восхищение. Для многих, в том числе и для США, эти события усиливают надежду на наступление новой эры на Ближнем Востоке. При этом слишком легко забывается, что в Ливане, Палестине, Ираке, Турции и даже в Египте союзники США и Запада теряют свои позиции. Если ситуация будет продолжать складываться подобным образом, то тезис Абдаллы II должен быть актуализирован: «если ключевые государства Ближнего Востока (союзники Ирана) или антиамериканские силы будут доминировать в регионе, то шиитский полумесяц превратится в полную луну, что будет означать для Барака Обамы закат его политической карьеры».
----------------- Автор статьи доктор Гиль Ярон работает в качестве журналиста и эксперта по Ближнему Востоку для различных немецких СМИ. Живет в Тель-Авиве. Оригинал статьи опубликован на сайте немецкого журнала Inte ationale Politik (рупор немецкого отделения Совета по международным отношениям) под названием Der schiitische Halbmond wird rund.
|
|
|
|