Действительно ли женщина создана из ребра мужчины?
На протяжении всей исламской истории искажались основные принципы нашей религии, а исламские истины доводились до людей в измененной форме. Большая часть этих искажений касается вопроса женщины. В большинстве случаев возникшие искажения принижают роль женщины в обществе, и пытаются доказать, что женщина является никчёмным созданием, что она по уровню развития находится намного ниже мужчины. Лица, выдвигавшие подобные идеи, своевольно комментировали стихи Корана и хадисы безгрешных имамов, и не побоялись привести «доводы», противоречащие здравому разуму и логике. Некоторые слабые и вымышленные хадисы, встречаемые в религиозных источниках, стали для них опорой и были применены как основное оружие в споре.
Их аргументы
Одно из этих искажений, которое возникло в связи с женским вопросом – состоит из следующего:
- В некоторых книгах утверждается, что будто бы Всевышний Аллах создал Еву из ребра Адама. И внося ещё большую точность в этот вопрос, они говорят, что Ева создана из левого ребра женщины. Развив и обобщив эту мысль, они пришли к такому выводу, что женщина всецело возникла от мужчины и поэтому она ниже его. По-видимому, самым «обоснованным» аргументом в руках сторонников этой идеи являются два хадиса, переданные от имени пророка Мухаммеда (с) и Джафери Садика. Эти хадисы встречаются в разделе «Мударатуз-завджа» книги «Никах» собрания хадисов «Фуруи-Кафи» (т.5, стр. 513).
Шейх Кулейни передаёт от Имама Садика цепочкой передатчиков хадисов, что пророк Мухаммед (с) сказал: «Женщина подобна кривому ребру. Если ты не дотронешься до него, то сможешь воспользоваться им. А если ты захочешь выпрямить его, оно сломается». А в другом хадисе передаётся из уст Имам Садика (а): «Авраам пожаловался Аллаху из-за плохого нрава Сары. Аллах ниспослал ему такое откровение: женщина подобна кривому ребру. Если попытаешься выпрямить его, оно сломается. Если ты не дотронешься до него, то сможешь воспользоваться им. Поэтому поступай с ней терпеливо».
Также, сторонники этого мнения, приводят в качестве аргумента ещё один хадис, переданный Алламе Меджлиси от Имама Садика (а): «(В арабском языке) женщину называют «мара», потому что, она создана от мужчины (в арабском языке «мар» - это мужчина)» – Алламе Меджлиси, «Хайатуль-гулуб», т.1, стр. 24.
Странно то, что некоторые преувеличили свои утверждения до комических масштабов. Они утверждают, что у мужчин число рёбер в левой части на одно ребро меньше, чем в правой части, т.к. женщина создана из левого ребра мужчины.
Это утверждение настолько смешно, что его не стоит даже обсуждать. Пользуясь достижениями современной науки можно с лёгкостью доказать, что число рёбер у мужчины и женщины одинаково.
Отвержение этих утверждений
В чём заключается выход из этих необоснованных утверждений? Если Ева действительно не была создана из ребра Адама, то откуда возникли эти хадисы?
Сначала нужно отметить, что крупнейшие исламские учёные заявили, что оба хадиса не заслуживают доверия с точки зрения санада (цепочки передатчиков хадисов). Известный исследователь нашего века Аятоллах Джавад Амули посвятил отдельную статью данной теме и доказал, что эти хадисы являются слабыми.
Достоверные хадисы категорически отвергают мнение возникновения женщины из ребра мужчины. Ниже мы приведём несколько хадисов, которые внесут ясность в этот вопрос и выявят истину.
1. Амр бин Абиль-Мигдам передаёт от своего отца, что однажды у Имама Мухаммеда Багира (а) спросили: «Из чего создал Аллах Еву?».
Имам Багир (а) поинтересовался, о чём говорят люди по этому поводу. Ему ответили, что, по словам людей, Ева будто бы была создана из ребра Адама.
Имам изрёк: «Они говорят ложь! Разве Аллах беспомощен в том, чтобы создать её из иной вещи, кроме ребра?».
Спросили: «О, сын пророка! А из чего в действительности создана Ева?». Имам так ответил на этот вопрос: «Мой отец передал от своих дедов, а те в свою очередь передали от пророка, что Всевышний Аллах своим могуществом создал Адама из горсти глины. А из излишка этой глины Аллах создал Еву».
Этот хадис проходит в следующих книгах:
- Айаши Самерканди – «Толкование Айаши», т.1, стр. 216;
- Сеид Хашим Бахрани – «Тафсири-бурхан», т. 1, стр. 3360;
- Аллама Меджлиси – «Бихаруль-анвар», т. 5, стр. 31;
- Аллама Меджлиси – «Хаятуль-гулуб», т.1, стр. 27-28;
- Аятоллах Рейшахри – «Мизаруль-хикма», 19565-ый хадис.
2. Известный сподвижник пророка Мухаммеда (с) Зураре ибн Айун при разговоре с Имамом Джафаром Садиком (а) сказал, что, люди говорят, будто бы Аллах создал Еву из левого ребра Адама. Имам заявил: «Хвала Аллаху! Аллах далёк от подобных деяний! Из их слов выходит, что Аллах не может создать жену для Адама из какой-либо иной вещи, кроме ребра? Говорящий эти слова человек создаёт условия для того, чтобы говорили, что некоторые части тела Адама женятся с его остальными частями тела! (будто Адам женится с самим собой)». Затем Имам, разъясняя этот вопрос, изрёк: «Аллах, создав Адама из глины, повелел ангелам поклониться ему, а затем Он уложил Адама. Далее он создал Еву, и прислонил её спиной Адаму…» (В продолжение хадиса описывается разговор Адама с Евой и «миссия» Адама»).
Этот хадис упоминается в следующих источниках:
- Шейх Садук – «Ман ла яхзуруху-факих», 4336-ой хадис, т. 3, стр. 379;
- Аллама Меджлиси – «Хаятуль-гулуб», т. 1, стр. 27-28.
Примечательно то, что в некоторых достоверных книгах существуют примечания относительно данного вопроса. Так, например, в этих книгах упорно опровергается мнение, что Ева создана из ребра мужчины. Например, Аллама Меджлиси пишет в 1 томе своей книги «Хаятуль-гулуб», что хадисы соответствующего содержания были сказаны нашими имамами вследствие такийи («такийе» - это скрытие своего убеждения перед противником и произношение слов, требуемых противоположной стороной ради сохранения собственной жизни. Иногда наши имамы, дабы спастись от гнёта жестоких халифов, говорили удовлетворяющие их слова, а затем, как только появлялась возможность, защищали истинную точку зрения). Алламе Меджлиси принадлежал к умеренному ахбаритскому течению. В его произведениях можно встретить некоторые предания, защищающие это течение. Вообще, ахбариты очень доверяли хадисам, и даже иногда имели смелость защищать слабые хадисы, явно не согласующиеся со здравым разумом. Если Алламе Меджлиси причислил хадисы о возникновении женщины из ребра мужчины к такийе, и таким образом предложил поверить в них, то значит, эти хадисы явно и, несомненно, противоречат исламской логике.
Однако Алламе Меджлиси также отметил в своей книге «Хайатуль-гулуб» следующее: шиитские и суннитские учёные передают от Вахаба ибн Мунаййи, что Всевышний Аллах создал Еву из остатка глины Адама.
Те, кто утверждают, что женщина (т.е. Ева) создана из ребра мужчины, толкуют нижеследующий стих Корана по своему усмотрению: «О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и расселил много мужчин и женщин, произошедших от них обоих!» (Ниса, 1).
Однако комментаторы Корана отмечают, что слово «нафс» (человек) в этом стихе не должно относиться к конкретному лицу (Адаму); слово «нафс» относится также и к самому человеческому роду. Этим и подобными стихами Корана (Рум, 21; Нахль, 72) Всевышний Аллах заявляет, что всё человечество создано от создания по имени «человек»; и таким образом, выявляется абсурдность эволюционной теории, выдвинутой Дарвином.
Если же отнести слово «нафс» в стихе Корана к Адаму, то мы должны признать, что здесь нет ни малейшего намёка на то, что женщина создана из ребра мужчины. Адам и Ева были созданы как два независимых индивида, сначала был создан Адам, затем была создана Ева. Их объединяет то, что, во-первых, они оба были представителями человеческого рода. И, во-вторых, Ева была создана из того же материала, из чего был создан Адам, т.е. из глины. Точнее сказать, Ева была создана из оставшейся глины, после того, как был создан Адам.
Некоторые ученые, заняв примирительную позицию, заявили, что Аллах создал Еву не из левого ребра Адама, а из остатка глины, из которой было создано левое ребро Адама. Покойный Шейх Садук приведя в своей книге «Ман ла яхзурухуль-фагих» в качестве примера хадис, переданный Зурарой от Имама Садика (а), так прокомментировал 1 стих суры «Женщины» Священного Корана: Ева была создана из остатка глины, из которой было создано левое ребро Адама.
После ознакомления с мнениями нескольких известных учёных, мы сможем больше разобраться в этой теме. Известный богослов и литератор, составитель книги «Нахджуль-балага» Сеид Рази пишет в своей книге, что слово «нафси-вахиде» (один человек) означает «единую истину», т.е. мужчина и женщина были созданы из тождественной истины.
Аллама Шарани разъясняя вопрос о том, что у мужчин на одно ребро меньше, чем у женщин, отметил, что ни сенсуально (чувственно), ни опытом не возможно ощутить, что у мужчин меньше рёбер, чем у женщин. На самом деле, у них в правой и левой части число рёбер одинаково (примечание к книге «Манн ла яхзуруль-фагих», т.3, стр.381).
А в примечании к книге «Тафсири-Аййаш» освещается мнение известного знатока хадисов и философа Фейза Кашани. Мнение Фейза Кашани заключается в том, что создание женщины из левого ребра мужчины должно пониматься не в прямом смысле, а аллегорично. Левая часть тела обычно относится к плотским желаниям и эмоциям. А правая часть тела относится к разуму и духовному миру. Именно по этой причине, многие благие деяния совершаются правыми частями тела, а плохие поступки, наоборот, исполняются левыми частями тела. Выражение «Ева создана из левого ребра Адама» означает то, что у женщины преобладают эмоции и мирские желания.
Десятки хадисов, переданных от наших святых, а также современные знания психологической науки доказывают вышесказанное. И действительно, женщина по сравнению с мужчиной более эмоциональна, чувствительна и впечатлительна. А мужчина наоборот, более склонен поступать логично, с холодным рассудком и без эмоций. Именно это свойство обеспечивает то, что стороны дополняют друг друга и помогают друг другу в семейной жизни.
*******