« Rasmus »
|
Дата: Среда, 08 Июня 2011, 01:35:54 | Сообщение # 1
|
Прозревшие
|
Сообщений: 304
|
|
|
СОТВОРЕНИЕ МИРА
Сотворение мира в Коране описывается не так, как в Библии. Это различие очень важно, так как оно противоречит параллелям между Кораном и Библией, которые часто и ошибочно проводятся западными авторами, дабы показать схожесть двух текстов. На Западе склонны заявлять, что Пророк Мухаммед (с) всего лишь скопировал здесь основные идеи Библии. Однако давайте сравним шесть дней Творения и ещё один день отдыха Божьего, о которых говорится в Библии, со стихом из суры "Аль А'раф" (7:54): "Господь твой - Аллах, сотворивший небеса и землю в шесть дней".
По мнению современных исследователей Корана, слово "айам", один из переводов которого - "дни", следует толковать как обозначение длительного периода времени, эпохи, а не как "день" (двадцать четыре часа). По нашему мнению, важен тот факт, что Коран, в отличии от Библии, не устанавливает чёткой последовательности сотворения неба и земли. Он говорит о создании небес до земли и земли до небес, когда речь идёт о Творении вообще, как например, в стихе суры "Таха" (20:4): "Откровение от Того, кто сотворил землю и небеса".
Из Корана можно почерпнуть не только идею об одновременной эволюции небес и земли. В нем содержится также полностью научная информация об изначальном существовании единой газообразной массы (дурхан), элементы которой, хотя и соединённые вначале (ратг), затем становятся отдельными элементами (фатг). Этот принцип отражён в суре "Фусилат" (41:11): "И Аллах взошёл к небу, которое было как дым". Эта концепция находит своё отражение и в суре "Аль-Анбия" (21:30): "Разве неверные не видят, что небеса и земля были соединенными, а потом Мы их разделили?"
Процесс разделения привёл к образованию многих миров. Концепция о многих мирах встречается в Коране много раз после того, как она высказывается во втором стихе суры "Фатиха" (1:2): "Хвала Аллаху, Господу миров".
Всё это находится в точном соответствии с современными научными гипотезами о существовании первичной туманности и процессе вторичного отделения элементов, которые затем превратились в галактики, звёзды и планеты в процессе дальнейшего разделения. Коран говорит также и о творении, находящемся между небом и землёй, например, в суре "Аль-Фурган" (25:59) читаем: "Аллах - тот, кто сотворил небеса и землю и всё, что между ними". Это соответствует современным открытиям - существовании "мостов" материи, находящихся вне организованных астрономических систем.
Данный обзор показывает, что Коран и современная наука согласуются во многих концепциях. Мы значительно отошли от библейского текста с его неприемлемой картиной последовательности сотворения мира, особенно - о сотворении земли (на третий день) ПЕРЕД сотворением небес (на четвёртый день). Всем известно, вместе с тем, что наша планета произошла от своей звезды - Солнца. Можно ли с учетом всего этого говорить, что некто, вдохновившись Библией, стал автором Корана? При этом он, по своей собственной воле, так исправил текст Библии, что пришёл к общей концепции, объясняющей появление Вселенной, тогда как эта концепция сформировалась.только через многие века после его смерти?
О СВЕТЕ И ДВИЖЕНИИ
Когда я говорю людям Запада о том, что говорится в Коране об астрономии, то они обычно отвечают, что в этом нет ничего особенного, так как арабы сделали множество открытий в данной области задолго до европейцев, то есть Коран вроде как "непричем". На самом деле это полностью неправильный аргумент в устах тех, кто не знает историю. Во-первых, развитая наука в арабских странах появилась значительно позже, чем был ниспослан Коран. Во-вторых, научные знания, которыми обладала исламская цивилизация в момент своего расцвета, не позволяли человеку дать такое описание небес, как это делается в Коране.
Опять-таки, данная тема настолько обширна, что я могу привести лишь краткий обзор.
Библия говорит о Солнце и Луне как двух светилах - для управления днем и управления ночью, а Коран различает их употреблением разных эпитетов: свет (нур) о Луне и факел (сирадж) о Солнце. Это более соответствует астрономическим понятиям, поскольку Луна, как мы знаем, - это инертное тело, отражающее свет, а Солнце излучает тепло и свет.
Слово "звезда" (наджм) сопровождается другим пояснительным словом "такиб", говорящим о том, что звезда горит и угасает, исчезая во тьме ночной.
В Коране слово "кавкаб" определённо означает планеты, являющиеся небесными телами, отражающими, а не излучающими свет, как Солнце. На сегодняшний день известно, что небесная структура сбалансирована расположением звёзд на определённых орбитах и взаимодействием сил притяжения, связанных с их массой и скоростью движения. Но разве Коран не описывает эти факты в терминах, которые мы можем понять только сегодня, когда говорит об основании этого равновесия в суре "Аль-Анбия" (21:33): "Он сотворил день, ночь, солнце и луну. Они движутся по своему круговому пути".
Арабское слово, обозначающее это движение, - "сабаха" (в тексте "ясбахун") - несёт в себе значение движения, производимого любым движущимся телом. В случае с небесным телом данное слово должно переводить как "двигаться в своём движении".
Объяснение смены дня и ночи само по себе было бы непримечательно, если бы не тот факт, что в Коране эта смена описывается терминами, имеющими на сегодняшний день большое значение. В Коране используется глагол "каввара" в суре "Аль Зумар" (39:5), чтобы объяснить, как ночь обвивается или оборачивается вокруг дня, а день - вокруг ночи, точно так же, как тюрбан оборачивается вокруг головы. Это в высшей степени точное сравнение; но в то время, когда был ниспослан Коран, астрономических данных, необходимых для такого сравнения, еще не существовало.
Описывается также эволюция небес и концепция неподвижного Солнца. Кроме того, Коран, по-видимому, косвенно ссылается на идею о расширении Вселенной.
То есть информация, приведённая в Коране, соответствует современному научному знанию. Вплоть до упоминания о покорении космоса, которое, как известно, стало возможным благодаря техническому прогрессу XX века. Тем не менее, вот что говорит по этому поводу сура Аль Рахман (55:33): "О собрание джиннов и людей! Если можете пройти через землю и небо, то пройдите! Вам не сделать это иначе, как с [Нашей] мощью".
Сила идёт от Всемогущего, а цель всей суры - приглашение признать милосердие Аллаха к человеку.
ЗЕМЛЯ
Теперь посмотрим, что говорит Коран о Земле. Обратимся, например, к стиху суры "Аль Зумар" (39:21). "Не видел ли ты, как Аллах низводит воду с небес и проводит её источниками по Земле? Ею Он взращивает травы разновидные по своим цветам".
Эти слова сегодня кажутся вполне естественными, но нельзя забывать, что для того времени они были необычны. Только в шестнадцатом веке Бернард Палисси дал первое логичное объяснение круговороту воды на земле. До этого люди придерживались теории, в соответствии с которой воды океана под воздействием ветров переносились вглубь континентов, а оттуда возвращались в океан через великую бездну, которую со времён Платона называли Тартар. В семнадцатом веке великий мыслитель Декарт верил в эту гипотезу и даже в девятнадцатом веке говорили о теории Аристотеля, по которой вода конденсировалась в холодных горных пещерах и образовывала подземные озёра, которые питали реки и ручьи. Сегодня нам известно, что реки и ручьи питает, в основном, дождевая вода. Это - не единственный пример, позволяющий при сравнении фактов современной гидрологии со стихами Корана говорить о высокой степени соответствия между ними. Так, в геологии относительно недавно открыт процесс складчатости, в результате которого формируются горы. Известно, что стабильность гор связана с процессом образования складок земной коры, так как именно складки обеспечивают их устойчивость.
Сравним теперь современные научные знания с одним из стихов Корана - из суры "Аль Наба'" (78:6-7): "Не Мы ли установили Землю как ложе, а горы как столбы?"
Столбы ("автад"), которые установлены в земле как столбики для палатки, являются глубокими основаниями геологических складок. То есть и здесь, как и во многих других случаях, объективный наблюдатель не найдет противоречий Корана с современными знаниями. Но больше всего автора этих строк поразили слова Корана о живых существах из животного и растительного мира, особенно - стихи об их размножении и о происхождении жизни.
И здесь я снова должен подчеркнуть тот факт, что только в наше время, когда наука значительно шагнула вперёд, многие стихи стали окончательно понятны нам. Некоторые стихи понять легче, но они несут в себе дополнительный, ранее в чем-то сокрытый для нас смысл. Например, в суре "Аль Анбия" мы читаем: "И из воды Мы произвели всякое живое существо. И после этого, неужели они не веруют? (21:30).
Вот подтверждение современной гипотезы о том, что жизнь имеет водное происхождение.
Далее. Ни в одной стране во времена Мухаммеда научные знания в области ботаники не позволяли установить как правило, что растения имеют женские и мужские части. Тем не менее, в суре "Таха" (20:53) говорится о том, что Аллах: "ниспосылает воду с небес и ею выращивает разновидные растения четами".
Сегодня мы знаем, что фрукты приносят растения, которые имеют половые признаки (даже если фрукт произрастает из неоплодотворённого цветка, например, банан). В суре Аль Ра'д (13:3) сказано: "И фрукты всякого вида Мы создали парами, четами". Соображения по поводу репродукции в животном мире были связаны с репродукцией человека. Рассмотрим их подробнее.
В области физиологии мы можем отметить один чрезвычайно важный стих: за тысячу лет до открытия кровообращения и почти за четырнадцать веков до открытия процессов пищеварения, стих Корана объясняет происхождение молока в соответствии с этими знаниями. Для того, чтобы понять этот стих, мы должны знать, что в процессе пищеварения в кишечнике происходят химические реакции, затем вещества, полученные из пищи, сложным путём переходят в кровь, иногда посредством печени, в зависимости от их химической природы. Кровь переносит эти вещества ко всем органам, в том числе, к молочным железам.
Только имея эти знания, мы можем понять, что говорится в суре "Аль Нахл" (16:66): "В скоте есть для вас назидательное: Мы даём вам питьё из того, что у него в желудке есть среднее между переварившейся пищей и кровью - чистое молоко, приятное для пьющих его".
РОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
В Коране имеется много стихов, объясняющих данный вопрос не хуже, чем современный эмбриолог. Только после появления науки, впоследствии давшей рождение биологии и в особенности после изобретения микроскопа, человек сумел полностью понять эти стихи. Однако ещё в семнадцатом веке, не говоря о более ранних временах, ни один учёный не мог высказать эти идеи. Ничто не говорит о том, что люди на Среднем Востоке и в Аравии знали в этой области больше, чем европейцы. Сегодня же многие мусульмане, разбирающиеся в Коране и естественных науках, легко распознают соответствие коранических стихов, говорящих о репродукции человека, научным знаниям.
Помню, как один восемнадцатилетний мусульманин, выросший в Саудовской Аравии, сказал мне: "Коран даёт нам всю необходимую информацию по поводу размножения человека. Когда я учился в школе, при помощи Корана нам объясняли, как рождаются дети; ваши книги по половому образованию запоздали с появлением".
Поразителен тот факт, что слова Корана полностью соответствуют современным знаниям в данной области и не имеют ничего общего с господствовавшими в то время суевериями, мифами и предрассудками. Теперь рассмотрим точные идеи, содержащиеся в разных стихах по поводу сложности оплодотворяющей жидкости и о том, как ничтожно мало количество, необходимое для оплодотворения, её "квинтэссенция" - если можно так перевести арабское слово "сулала".
Закрепление оплодотворённой яйцеклетки в женском половом органе точно описано в некоторых словах словом "'Алаг", являющимся также и названием суры, в которой читаем: "Аллах создаёт человека из прилипающего" (96:2).
Я не думаю, что смысл слова "'Алаг" можно передать как-то иначе. Развитие эмбриона описывается кратко, то объяснение точно, оно даёт характеристику в простых словах каждому этапу развития зародыша. Вот что говорится в суре "Аль Му'минун" (23:14): "Затем это прилипающее Мы претворяем в кусок плоти, затем кусок плоти претворяем в кости и эти кости Мы одеваем мясом. Затем Мы производим из него другое творение. Благословен Аллах, искуснейший из Творцов!"
"Кусок плоти" ("мудга") отлично соответствует виду эмбриона на ранних стадиях его развития.
Известно, что кости формируются внутри этой массы, а потом они покрываются мускулами. Вот смысл слова "мясо" ("лахм"). Зародыш проходит стадии развития, на которых некоторые его части пропорциональны, а некоторые - нет, эти соотношения у каждого индивидуальные. Может быть, именно это подразумевается в суре "Аль Хадж" (22:5): "Мы создали вас из земли, потом из семени, потом из прилипающего, потом из куска мяса, то красиво сложившегося, то некрасиво сложившегося".
Далее, в суре "Аль Сажда" (32:9) говорится о появлении органов чувств, слуха и внутренних органов: "[Аллах] дал вам слух, зрение, сердце".
Итак, вывод. Он, на наш взгляд, очевиден и прост. Ни один из стихов Корана не противоречит современной науке, и наоборот, ни одна из ошибочных идей того времени не отражена в Коране.
|
|
|
|