Различные представители магических профессий - Люди связанные с тонкими мирами духов, богов и магии разных народов мира.
СЯНЬ Сянь («бессмертный»), сяньжэнь («бессмертный человек»), шэнь-сянь («божественный бессмертный»), тяньсянь («небесный бессмертный», «небожитель»), в китайской даосской и поздней народной мифологии разряд святых.
По мнению китайских учёных, представление о Сянь сложилось примерно в 5-4 вв. до н. э., в царствах Ци (на полуострове Шаньдун) и Янь (район современного Пекина) в результате трансформации веры в бессмертие души, поднимающейся в небо в момент сожжения трупа умершего.
Согласно древнему преданию, Чисун-цзы, например, мог входить в огонь и сжигать себя, постоянно таким образом поднимаясь на гору Куньлунь. Постепенно достижение состояния Сянь стало ставиться в зависимость от принятия снадобий растительного происхождения (из хризантемы, стоголовника и др.), минералов (нефрита, золота, киновари), некоторых древесных грибов и т.п., от особого типа физических и дыхательных упражнений, а также от ряда пищевых запретов и особых способов удержания спермы.Даосская система постепенного превращения человека в бессмертного отличалась от более ранних представлений о мгновенном переходе в состояние бессмертия при сожжении или разрубании тела. Одновременно появляется и представление о Сянь как о святых отшельниках, живущих в глухих местах в горах и среди озёр. По-видимому, значительно позднее рождается миф о Сянь, обитающих на горах (Пэнлай и др.), которые плавают в море, или на горе Куньлунь.
В старинных даосских сочинениях называются 24 уединённых места (чжи), главным образом горные приюты, где можно стать Сянем.Особенность жизни Сянь - их постоянные полёты на журавлях (хэ; сяньхэ, «журавль бессмертных»), умение мчаться на облаках. В даосском сочинении «Юньцзи ци цянь» говорится о девяти Сянь, населяющих высшую сферу Тайцин.
Понятие Сянь включало в себя более древние представления о шэньжэнь («божественном человеке»), о котором говорится в древних даосских трактатах («Чжуан-цзы», 4-3 вв. до н.э., «Ле-цзы», 4 в. до н.э. - 4 в. н.э.).
Чжуан-цзы, например, говорил о «божественном человеке» (или «божественных людях»): его кожа напоминает лёд и снег, он не ест злаков, вдыхает ветер, пьёт росу, ездит на облаках, управляя летающими драконами, и странствует за пределами Четырёх морей (т.е. Китая).
В ранних текстах на Сянь нередко переносились и некоторые черты мифических перво-предков, отсюда, например, название дажэнь («большой человек», «великан»), предания об огромных следах Сянь, напоминающие миф о том, как женщина из рода Хуасюй наступила на след великана и родила Фу-си.
В китайских народных преданиях и сказках образ Сянь функционально близок доброму волшебнику европейских сказок. Сянь чаще всего имеет облик белобородого старца (реже старухи), предсказывающего судьбу, помогающего герою в безвыходной ситуации и мгновенно исчезающего.
В изобразительном искусстве Сянь нередко изображается с атрибутами бессмертия или долголетия (чудодейственный гриб - чжи, сосна, олень, журавль), с открытыми вислыми грудями и животом, распущенными волосами, босыми ногами и т.п. признаками свободы от мирской суеты и условностей.
Образы Сянь известны китайской классической поэзии и поэзии сопредельных стран (Кореи, Вьетнама, Японии).В некоторых буддийских памятниках даосское понятие Сянь использовалось для обозначения святых.
|