Со времен крестовых походов термин "ассассин” укоренился во многих европейских языках, став обозначением наемного убийцы. В средневековой, да и современной литературе ассассины представляются демонами ночи, бесстрашными, неуязвимыми воинами, проникающими в самые потаенные места и несущими неминуемую смерть. Опьяненные гашишем, они не ведают страха и сомнений, потому спастись от них невозможно. Откуда появился этот образ? Существовали ассассины в реальности или все, что рассказывают о них, - выдумки? Тайный орден смертников, райские сады и прекрасные гурии, молодые воины, одурманенные гашишем и готовые идти на смерть по первому приказу таинственного Старца Горы.… Где правда, а где ложь в этих легендах?
Прежде всего, откуда появилось название "ассассины”? По самой популярной версии, слово "ассассин” произошло от арабского "хашиши”, то есть "потребитель гашиша”. Естественно, сразу же возник миф об употреблении ассассинами наркотических средств, которые, якобы, лишали их страха и позволяли более успешно справляться с полученным заданием. Этот миф так укоренился в сознании большинства людей, что и по сей день некоторые считают, что ассассины употребляли гашиш перед или во время боевой операции. Однако это абсолютно не так. Во-первых: по свидетельствам арабских хроник, ассассинов называли "мулхидун” – еретики или "фидаи” – жертвы, в данном контексте: "жертвующие собой во имя идеи”. Всего в нескольких документах употребляется терми "хашиши” – вместе с другими обидными прозвищами и ругательствами, которыми награждали ассассинов враги. В те времена гашиш на самом деле был популярным наркотиком и поначалу употреблялся почти всеми. Однако спустя некоторое время религиозные лидеры ислама запретили его, поскольку справедливо рассудили, что человек в состоянии наркотического опьянения не может, как должно служить Аллаху. Таким образом, гашиш остался популярным лишь в бреде бродяг и прочих темных личностей. Слово "хашиши” означало не буквально употребляющего гашиш, а нечто среднее между "чернь” и "голодранец”. Употребляли ассассины гашиш на самом деле? Скорее всего - нет.
Во-первых: нигде в документах этот факт не указан. Во-вторых, община ассассинов жила в условиях строгой дисциплины и ее глава не допустил бы употребления наркотиков. В-третьих, под действием гашиша человек становится вялым и медлительным, что никак не вяжется с той ловкостью, изобретательностью и мгновенной реакцией, с которыми ассассины выполняли возложенную на них миссию.
Существует и другая версия происхождения слова "ассассины” Очень близкое по произношению арабское слово обозначает "травоед”. Так вполне могли называть ассассинов, намекая на их бедность. Стоит упомянуть также, что слово assas по-арабски означает "попечитель”, "защитник”.
Кем же были ассассины, откуда появилась эта таинственная и могущественная организация? На самом деле такое название крестоносцы дали исмаилитам-назаритам. После смерти пророка Мухаммеда, когда возник вопрос, кто же после него возглавит мусульман, в общине возник раскол на два враждующих лагеря: суннитов, приверженцев ортодоксального направления ислама, и шиитов, которые были убеждены, что власть может принадлежать только прямым потомкам пророка Муххамеда, то есть прямым потомкам Али ибн Абу Талиба, двоюродного брата пророка. Так появилось и название шиитов – "ши’ат Али” ("партия Али”). От них несколько позже откололась исмаилитская ветвь.
Исмаилиты оказались в меньшинстве и вынуждены были тщательно скрывать свои убеждения. Часто бывало так, что люди, живущие по соседству, даже не подозревали, что они единоверцы. Именно в те дни, когда при дворе халифа начались гонения на шиитов, на исторической сцене появился перс Хасан ибн Саббах, уроженец иранского Хоросана и исмаилит по вероисповеданию. Вмешавшись в религиозную распрю, он оказался в лагере проигравших, и вынужден был бежать из Египта на родину. Там он скрывался от властей, но продолжал проповедовать, и вскоре вокруг опытного политика образовалась организация мусульман-исмаилитов, в среде которой Хасан создал закрытую военно-религиозную организацию, главной целью которой считалось обращение всего исламского мира в "истинную” веру. Таков был лозунг ибн Саббаха для врагов и единоверцев. На самом же деле внутри организации проповедовались верования, далекие от классического ислама. Взамен Корана по священным внушалась совершенно иная религиозно-философская доктрина, объединяющая идеи Аристотеля, зороастризма, буддизма, гностицизма и других "тайных знаний”.
С увеличением количества членов исмаилитской общины перед ибн Саббахом встал вопрос о необходимости надежного, хорошо защищенного места, где можно будет открыто исповедовать свою веру. Выбор пал на неприступную крепость, возведенную на высокой скале Аламут на берегу Каспийского моря. Скала Аламут, что на местном наречии значило "гнездо орла”, была прекрасной естественной крепостью, подходы к которой были перерезаны глубокими ущельями и бурными горными реками. Оставалось только захватить твердыню. Об этом есть две легенды. Первая гласит, что Хасан сумел обратить все население крепости в свою веру и жители добровольно признали его главенство. По другой – Хасан договорился с губернатором за три тысячи золотых монет купить "участок земли, который накроет шкура быка”. Он нарезал шкуру на очень тонкие полосы и "опоясал” Аламут по периметру.… И никакой суд не смог защитить обманутого правителя – сделка была признана законной. С этого момента и началась история таинственного ордена убийц, породившая невероятное количество версий, легенд и выдумок.
Обосновавшись в крепости и объявив о создании государства, ибн Саббах отменил все государственные налоги, объявив тем самым войну правившей тогда в Персии династии Сульджуков. Вместо обычных повинностей жители Аламута теперь были обязаны строить дороги, рыть каналы и возводить укрепления. Надо отдать Хасану ибн Саббаху должное – он в равной степени интересовался научными достижениями, как Востока, так и Запада. Его агенты скупали редкие книги и манускрипты, содержавшие знания из разных областей: архитектуры, медицины, инженерного дела и т.д. Ибн Саббах приглашал (а если его приглашение не принимали, то похищал) лучших ученых, инженеров-строителей, медиков и даже алхимиков. Ассассины создали такую совершенную систему фортификаций, которая не имела себе равных в те времена.
В то же время сам ибн Саббах жил очень скромно, вел аскетический образ жизни, подавая пример своим приближенным. Даже его враги отмечали, что ибн Саббах был последователен, справедлив и, если нужно, жесток. Он установил свои законы и требовал их беспрекословного исполнения. За малейшее отступление виновному грозила смертная казнь. Старец Горы наложил строжайший запрет на любое проявление роскоши. Ограничение касалось пиров, дорогой одежды и т.п. Это фактически привело к полному уничтожению разницы между низшими и высшими слоями общества. Красочным свидетельством верности ибн Саббаха собственным принципам может служить тот факт, что он приказал казнить одного из своих сыновей, лишь только заподозрив, что он нарушает установленный им закон. Зато его сторонники, видя это, были преданы ему всем сердцем.
Расширение созданного ибн Саббахом поселения привело к необходимости покорять новые территории. Силой или убеждением, но ему удалось захватить районы Персии, Сирии, Ливана и Ирака с их неприступными замками и крепостями. Так он фактически создал государство низаритов. А поскольку соседние мусульманские державы были отнюдь не дружелюбно настроены по отношению к государству еретиков, то возникла необходимость создать силу, которая удерживала бы врагов от нападения. Регулярная армия обошлась бы очень дорого. Понимая это, Саббах нашел простое, но гениальное решение – он создал самую совершенную в то время спецслужбу. Идея была воплощена в жизнь блестяще и вскоре халифам, князьям и султанам соседних государств даже в голову не могло прийти выступить в открытую против государства Аламут. Так Старец Горы получил возможность, не выходя из крепости, фактически вершить дела во владениях Сельджуков. Существует легенда, которая рассказывает, как ибн Саббах пришел к тактике использования террористов убийц.
Во всех концах исламского мира по поручению ибн Саббаха проповедовали его последователи. В 1092г. В городе Сава проповедники ассассинов убили муэдзина, который узнал их и мог выдать их властям. За это преступление, по приказу Низама аль-Мулька, главного визиря султана, предводителя проповедников схватили и предали мучительной смерти, после которой его тело проволокли по улицам города и вывесили на главной базарной площади. Эта казнь вызвала взрыв негодования среди единоверцев-исмаилитов. Жители Аламута потребовали у своего духовного наставника наказать виновных. Предание гласит, что ибн Саббах поднялся на крышу своего дома и провозгласил: "Убийство этого шайтана предвосхитит райское блаженство!” На эти слова откликнулся молодой человек по имени Бу Тахир Аррани и, опустившись на колени перед Старцем Горы, заявил, что готов исполнить вынесенный врагу смертный приговор, даже если это будет стоить ему жизни. Вскоре небольшой отряд фанатиков ассассинов отправился в столицу государства Сельджуков. Ранним утром Бу Тахир Аррани умудрился пробраться в зимний сад во дворце визиря. Там он затаился, прижимая к груди нож, лезвие которого было смазано ядом. Прошло несколько часов, и вскоре в сад вошел человек в богатой одежде, которого окружали телохранители и рабы. Аррани догадался, что это и есть визирь. В удобный момент юноша подскочил к визирю и нанес несколько ударов отравленным ножом.
Стража, в первые мгновения растерявшаяся, бросилась на Аррани и практически растерзала его. Но, смерть Низама аль-Мулька послужила сигналом к штурму – ассассины окружили и подожгли дворец.
Гибель главного визиря вызвала сильный резонанс во всем исламском мире, что навело ибн Саббаха на мысль создать собственную, которая будет держать в страхе врагов. Но сначала необходимо было наладить разведку. К этому времени у ибн Саббаха уже было множество проповедников, которые странствовали из государства в государство и регулярно сообщали обо всех происходящих событиях. Однако новые задачи требовали создания разведывательной организации более высокого уровня, агенты которой имели бы доступ к высшим эшелонам власти. Ассассины одни из первых ввели понятие "вербовка”. Благодаря фанатичной преданности своих агентов Старец Горы был информирован обо всех планах врагов исмаилитов. Однако организация террористических акций была невозможна без специально подготовленных убийц. К середине 90-х годов XI в. Аламутская крепость стала лучшей в мире школою по подготовке тайных агентов.
Процесс вступления в школу ассасонов был очень сложным. Некоторые исследователи считают, что за основу Хасан ибн Саббах взял методику подготовки воинов в китайских монастырях. Предпочтение отдавалось юношам-сиротам, которые не имели родных. Желающие вступить в орден воинов Старца Горы сначала проводили несколько дней во дворе без пищи и питья. Старшие ученики могли насмехаться над ними и даже избивать. Претенденты имели право в любой момент встать и уйти. Прошедших это испытание приглашали в замок и еще несколько дней испытывали их желание стать учениками-ассассинами. Прошедших и вторую ступень испытаний одевали, хорошо кормили, но отныне путь назад для них был закрыт.
Примерно из двухсот кандидатов к завершительной стадии отбора допускали максимум пять-десять человек. Каждого воина-смертника готовили для деятельности в определенном регионе. В программу обучения входило также изучение языка того государства, в котором предполагалось "работать”. Будущий ассассин-смертник был обязан прекрасно владеть всеми видами оружия: метко стрелять из лука, фехтовать, метать ножи и сражаться врукопашную, а также разбираться в ядах. Учеников школы убийц заставляли по много часов и в зной, и в лютый мороз сидеть на корточках или неподвижно стоять, чтобы выработать у будущего мстителя терпение и силу воли.
Особое внимание уделялось актерскому мастерству – талант перевоплощения у ассассинов ценился не меньше, чем боевые навыки. От них требовалось умение изменять свою внешность и поведение до неузнаваемости. Выдавая себя за бродячую цирковую группу, монахов-христиан, дервишей, торговцев или дружинников, ассассины пробирались в дом врага, чтобы убить жертву. В этом очень помогала практика поведения во вражеском окружении и так называемая "такая”, принцип которой заключался во внешнем подражании взглядам и нравам окружающего общества и одновременно полном подчинении только своему лидеру. Именно поэтому противники ассассинов часто обвиняли их в попрании правил Корана – питье вина и употреблении в пищу свинины. Действительно, среди христиан ассассины вели себя как христиане, и принимали пищу наравне со всеми, будь то даже свинина.
Как правило, после выполнения задания ассассины не спешили скрыться с места преступления, принимая смерть или убивая себя. Более того, судей и палачей поражала улыбка на лицах ассассинов, которую они сохраняли даже под самыми изуверскими пытками.
И на то были причины. Старец Горы придумал хитрый трюк, благодаря которому ассассины верили, что побывали в райских кущах, где ели изысканные яства и развлекались в обществе прекрасных, вечно юных дев. И потом, «вернувшись на землю», юноши были готовы на все, что бы вновь оказаться в том благословенном крае, где им однажды удалось побывать.
Организованный ибн Саббахом военный орден имел строгое иерархическое построение. Рядовых его членов называли "фидаи” (жертвы). Они были исполнителями смертных приговоров и слепо повиновались своим командирам. Если в течении нескольких лет фидай успешно выполнял задания и умудрялся выжить, он удостаивался звания старшего рядового, или "рафика”. Следующим в иерархической пирамиде было звание "даи” – в их обязанности входило передавать воинам волю Старца Горы. Следующей и высшей ступенью, которую мог достигнуть ассассин, было звание "дай аль-кирбаб”. Они подчинились непосредственно ибн Саббаху.
Жертвами ассассинов чаще становились государственные и военные вожди, которые вели анти-исмаилистскую политику и препятствовали распространению учения, или враги друзей государства Аламут, за смерть которых глава ассассинов получал неплохие деньги. Спастись оттуда от ассассинов было невозможно. С помощью хитрости и ловкости они проникали в города и даже тщательно охраняемые крепости и дворцы, лгали, лжесвидетельствовали, неделями и месяцами выжидали подходящего случая, чтобы неожиданно напасть на жертву. В средневековых хрониках есть записи: «Презирая усталость, опасности и пытки, ассассины с радостью отдавали жизнь, когда их великий хозяин требовал от них выполнения смертельно опасного задания. Как только жертва была выбрана, правоверный, одетый в белую тунику, подпоясанную красным поясом, цветом невинности и крови, отправлялся выполнять возложенную на него миссию…. Его кинжал всегда попадал в цель». Даже если жертву не удавалось убить, ассассины не отступали от своего намерения – исполнение приговора всего лишь откладывалось. Многочисленные предания рассказывают об одном примечательном случае такого "отсроченного приговора”.
Долго и безуспешно ассассины охотились за одним из могущественных европейских князей. Охрана вельможи была прекрасно организована, и все попытки приблизится к жертве, не увенчались успехом. Даже за огромную сумму ассассинам не удалось подкупить охрану. Тогда ибн Саббах пошел на хитрость – он, зная, что князь был ревностным католиком, приказал двум молодым воинам отправится в Европу, принять христианство и тщательно соблюдать все католические обряды. В течении двух лет они каждый день посещали собор, в который имел обыкновение ходить князь. Убедив окружающих в своей "истинной христианской добродетели”, ассассины стали неотъемлемой частью церкви, чем-то привычным. Охрана князя перестала обращать на них внимание, чем немедленно воспользовались убийцы. Во время воскресного богослужения один ассассин приблизился к князю и нанес ему несколько ударов, которые, однако, не были смертельными. Тогда второй ассассин воспользовался суматохой, подбежал к жертве и довершил дело.
Достоверно известно, что от рук ассассинов погибли шесть визирей, три халифа, десятки городских правителей и духовных лиц, несколько европейских государей и вельмож, среди которых Раймонд Первый, Конрад Монферратский, герцог Баварский, а также видный персидский ученый Абдуль-Махасин, который резко критиковал Хасана ибн Саббаха и его политику.
Армия крестоносцев, отправившись освобождать Гроб Господень, столкнулась с ассассинами. Именно благодаря крестоносцам слово "ассассин” стало обозначать в Европе наемного убийцу. Многие предводители крестоносцев нашли смерть от их кинжалов. Однако, когда против европейских завоевателей выступила могучая армия Салах-ад-Дина, который провозгласил себя единственным защитников истинной веры, крестоносцы заключили с ассассинами союз. По большому счету, ассассинам было все равно, с кем воевать, - для них врагами были все: и христиане, и мусульмане. Салах-ад-Дин пережил несколько неудачных покушений и лишь чудом остался жив. Однако союз крестоносцев и ассассинов существовал не долго. Ограбив исмаилитских купцов, король Иерусалимского королевства Конрад Монферратский подписал себе смертный приговор, который вскоре и был приведен в исполнение.
Хасан ибн Саббах умер в1124 г. в возрасте, по одним данным, 73-г, а по мнению некоторых историков – 90 лет. Его государству было суждено просуществовать еще 132 года…
На самом деле тактика террора была на средневековом Востоке очень популярна, и пользовались ею и до ассассинов, и после уничтожения государства Аламут. Убийства входили в арсенал многих мусульманских сект – карманов, батенитов, равендитов, буркаитов, джаннибитов, саидитов, талимов и др. Диктовалась такая политика, как ни странно, соображениями исключительно гуманистическими. По сравнению с войной индивидуальный террор считался относительно милосердным способом решать религиозно-политические задачи, поскольку был направлен против вождей и не касался "маленьких людей”, т.е. рядовых граждан. Вообще для Раннего Средневековья практика тайных заговоров, в результате которых сильные мира сего погибали от яда или предательства на поле брани, была обычным делом.
Легенды об ассассинах долгие века поражали воображение европейцев, и даже сейчас мифы о беспощадных убийцах очень популярны в литературе. Однако, как показали тщательные исследования, большинство мифов об ассассинах… придумали сами европейцы. Зачинщиками их создания были все те же крестоносцы. В эпоху крестовых походов европейцы увлекались романтикой и магией восточных сказаний, причем особенно старались поразить соотечественников те из них, которые не были хорошо знакомы с исламом и Ближним Востоком, а использовали в своих трудах слухи и легенды мусульман. А поскольку большинство их информаторов были суннитами, то, естественно, они описывали исмаилитов в самых мрачных красках и тем самым способствовали созданию "черной легенды”. Таким образом, история об райских садах, прыжках в пропасть как способе показать преданность вождю не подтверждены ни одним достойным доверия документом. Нет ни одного свидетельства очевидцев, подтверждающего эти факты. Вероятнее всего, легенда о смертельном прыжке, популярная среди европейцев, была придумана ими же. Она гласит, что Анри Шампанскому, новому правителю христианского королевства, приехавшему в Аламут, ибн Саббах продемонстрировал преданность своих воинов, приказав двум из них прыгнуть со стены в пропасть. И воины, не задумываясь, бросились со стен. Во-первых, в мусульманских хрониках нет упоминания о подобных происшествиях. Да и вообще, очень сомнительно, что бы ради иностранца и иноверца - опытный вождь пожертвовал двумя воинами. По-видимому, эта легенда тесно связана с историей о гашише, поскольку предполагается, что под действием наркотика фидаи должны совершать смертельные прыжки с еще большей готовностью. Но дело в том, что ассассины не употребляли наркотики.
Историк Л. Хельмут выдвинул интересную гипотезу происхождения легенды, утверждая, что в ее основе лежит древнегреческий, но хорошо известный на Востоке в ту эпоху "Роман об Александре”. Его суть в том, что Александр Македонский, желая в ходе покорения страны иудеев запугать их послов, приказал нескольким своим солдатам броситься в ров. Вполне возможно, что европейские хронисты приукрасили эту историю, что бы заинтриговать аудиторию.
Но так или иначе, со временем выдумки об ассассинах, ставшие неотъемлемой частью исторического наследия Средневековья, были приняты даже наиболее солидными европейскими историками и стали считаться достоверным описанием обычаев загадочной восточной общины. Так легенды об ассассинах обрели собственную жизнь. Более поздние и достоверные исследования не смогли разрушить мифы, ведь люди так охотно верят в сказки, даже страшные.
|