В психологии существует понятие полярной реакции. Грубо говоря, это
выполнение каких-то пожеланий или предписаний «наоборот». Такое
поведение часто встречается у капризных детей, например, если мать
им запрещает делать что-то, такие дети именно то и делают. Женщины тоже
падки на полярную реакцию. Зачастую мотивация полярной реакции
проста и лучше всего выражена в известной поговорке «пусть назло моей
маме у меня уши мерзнут».
По рассказам моих знакомых, бывавших в
разных заграницах, русские – это народ у которого полярная реакция в
массе своей встречается достаточно часто, чтоб быть очень заметной
для иностранцев. Возможно, именно поэтому русских за рубежом часто
называют crazy Russians – они делают то, что не укладывается в
спокойное и ровное мировосприятие других, прежде всего, западных
народов. Сидят в какой-нибудь Турции туристы разных стран на пляже,
многие плавают. Русские в этот момент что делают? Как правило, пьют или
спят. Но стоит начаться шторму, немцы-англичане с пляжа переходят в бары, а русские – что? – правильно, бегут барахтаться в волнах.
С
отличным примером полярной реакции русских я столкнулся вчера в
самолете из Казани. Лететь-то там всего ничего, чуть более одного часа.
В сторону Казани мы так и летели – не успели взлететь, тут же
стюарды предложили поесть-попить, только поели – все, пора на посадку,
все по местам, пристегните ремни, откройте иллюминаторы. Из Казани
мы вылетели вовремя, и командир по громкой связи сообщил нам на
полпути, что через 40 минут мы будем во Внуково. Но через 40 минут
мы и не собирались садиться. Еще через 10 минут по расположению солнца
за бортом я понял, что самолет уже продолжительное время летит на
юго-восток, что совсем неправильно. Еще через 5 минут командир сообщил,
что во Внуково сильный туман, и придется «немного покружиться».
Новость
была воспринята пассажирами, на удивление, позитивно. Примерно через 20
минут кружений пассажиры в массе своей поотстегивались. Минут через
30 после ожидаемой посадки по расписанию командир сообщил, что
беспокоиться не надо, потому что во Внуково туман, видимость 100 метров
и в случае чего самолет приземлится в Домодедово. Новость от
командира вызвала еще более позитивную реакцию – народ стал налегать на
пивко, ходить по салону туда-сюда и вести светские беседы с соседями…
Еще
через час полета командир сообщил, что ситуация с туманом в аэропорту
ничуть не улучшилась, но беспокоится опять же не надо, топлива у самолета
есть еще на 2,5 часа полета. Теперь – внимание! Такое ощущение, что
пассажиры и стюардессы только этого и ждали! Половина пассажиров повставала
со своих мест, гуляя по салону к своим знакомым. Около переднего и
задних туалетов возникли дискуссионные клубы. Парень-стюард технично бегал
из одного конца салона в другой в поисках пива (его, очевидно, хранят
как спереди, так и сзади самолета). Почти три лишних часа в воздухе прошли
весело и задорно, а мягкая посадка во Внуково в тумане, когда конец
крыла самолета был с трудом различим, вызвала такую мощную овацию, что уши заложило.
Неподалеку
от меня сидел англоговорящий турист, плохо понимавший по-русски. Каждое
сообщение командира он слушал с невероятным вниманием и тут же просил
дословного перевода у своего друга. Забугорный турист явно не понимал,
почему на самолете началось такое веселье – сонное уныние перелета резко
переросло почти в карнавал. Он никак не понимал, почему все ходят и
общаются, когда командир не рекомендовал отстегиваться вообще. Турист
не только не отстегнулся, но еще раз перечитал инструкцию по
безопасности и пощупал спасательный жилет под креслом. В общем, повел
себя по инструкции и в соответствии с рекомендациями командира.
Как сказал бы любой советский интеллигент, иностранный турист поступил
как последний совок – добросовестно выполнил инструкцию.
Зато
русские совками не оказались! Причем – ни пассажиры, ни персонал
авиакомпании! Когда крен самолета вираже доходил до 30 градусов кто-то забавно
бегал по салону, кто-то чем-то стучал в туалете. Даже намек на
экстремальную ситуацию воспринимается крайне позитивно, стимулирует активность
и коммуникацию с незнакомыми людьми! Хотя в ситуации стабильности
пассажиры и персонал являлись примерами атомизации – каждый был сам за
себя и друг друга просто терпел. Но только запахло чем-то жареным – тут
же началась движуха, и удивительная для атомизированных субъектов коммуникация.
Вот я думаю, может и страна у нас, это… Опаздывает с посадкой?
|