По наиболее распространенной версии в V в. до н. э. татуировка была заимствована у Китая, где использовалась с XI в. до н. э. В III в. н. э. китайские путешественники, посетившие Японию, отметили в хронике Сан-куочи, что люди знатного происхождения здесь отличаются от простонародья тем, что носят на лицах рисунки. По другой теории татуировка проникла в Японию в глубокой древности благодоря Айнам жившими по соседству с японцами в период с 7000 по 250 год до н.э.
Наиболее распространенная среди самих японцев легенда гласит что, мифический правитель Японии Джимму (660-585 д.н.э.) носил настолько эффективные татуировки, что восхитил царицу Сенойататару сложившую в их честь поэму.
Основную массу японских татуировок можно поделить на две части иредзуми и гаман. Первый термин означает ире-впрыскивать и дзуми-тушь, корнями уходяший в 17 век. Этот тип татуировок носили преступники, осужденные на принудительное татуирование и по отбытие срока скрывающие свое прошлое под дополнительными стилизованными мотивами. Второй же тип татуировки был призван демонстрировать мужские качества, и свидетельствовал о мужестве и терпеливости носителя.
Отдельным видом татуировки можно считать особые женские татуировки какуси-боро, выполняемая путем втирания в разрезы рисовой пудры, дословно означаемая как скрытая - такая татуировка проявлялась в виде белого рисунка только во время возбуждения организма или же после купания.
Основными мотивами японских татуировок служили древние сказки и легенды связанные с морем, а основными персонажами были карпы, драконы и самураи.
Японская татуировка, как и многие другие прошла путем взлетов и падений. Пик ее популярности пришелся на эпоху Эдо, а предел падения наступил в 1868 году, после запрета изданного Мейдзи, ревностного конфуцианца.
Иллюстрации, включенные в древнеяпонский эпос и басни, подтверждают, что в Японии тату было зарезервировано привилегированным классом.
Вплоть до начала XVII в. деятельность японских татуировщиков не представляла художественной ценности. Они ограничивались несложными мотивами, которые копировались на протяжении многих столетий.
Благоприятный климат для бурного развития искусств, созданный историческими событиями XVII в., поспособствовал возникновению прекрасной художественной татуировки как отдельной ветви искусства. Во многом на формирование искусной татуировки оказали влияние мастера японской гравюры на дереве укийо-е. Со временем тату-мода стала обязательной в определенных общественных кругах. В начале XIX в. в крупнейшем японском городе Эдо (нынешний Токио) татуирование тела прижилось настолько, что в списке семи чудес столицы наверняка оказался бы ремесленник, не имеющий накожных рисунков.
В этот период зародилась традиция татуировок среди японских пожарных. Поскольку трудились они, как правило, голыми, все тело, за исключением лица, части рук от локтя и ниже и ног вниз от бедер, было покрыто татуировками. Получался эдакий купальный костюм, причем каждая пожарная команда имела свой фирменный тату-стиль. Торговцы рыбой рисовали на теле рыбок, проститутки - крабов (символ цепкости), профессиональные игроки - кости или карты.
С помощью татуировок знаменитые японские гейши обходили запрет на демонстрацию обнаженного тела. Покрытая разноцветными узорами кожа казалась некой имитацией одежды, делая при этом женщину еще более соблазнительной. Нетатуированными в этом случае оставались только лицо, ладони и ступни. Гейшам полагалось иметь лишь постоянных клиентов, которые весьма уважительно относились к своим вторым женам, проводя с ними немало времени не только на циновках, но и в беседах и прогулках.
Нередко между гейшей и ее партнером возникали сильные чувства, и тогда они татуировались вместе. Например, в знак верности друг другу на руки наносились родинки, так чтобы при сцеплении ладоней метки взаимно прикрывались большими пальцами рук. Накалывались имена возлюбленных, сопровождающиеся иероглифом иноти - судьба, что по-русски можно трактовать как любовь до гроба.
Популярность татуировки росла и благодаря известным драматическим актерам, которые увидели в ней новый способ достижения экспрессии на сцене. В конце XVIII в. одной из наиболее красивых татуировок мог похвастаться выдающийся актер Накамура Утаэмон IV. По примеру актеров мода на татуировки постепенно начала овладевать и некоторыми кругами японской аристократии. Период на рубеже XVIII - XIX веков считается золотым в истории японского тату.
Мотивы росписи стали не только украшением тела, но и предметом для размышлений.
Формированию искусной японской татуировки в наибольшей мере имели отношение достижения мастеров укийо-е. Чаще всего мотивами татуировок были дракон и карп. Обретение татуировкой популярности и ее возведение в ранг искусства обусловили высокий престиж наиболее популярных японских татуировщиков, которых называли хори. Это название происходит от главного «хору», который означает действие «нанесения гравировки» или «копки», в то время как понятие «хори-моно» соответствует слову «татуировка». Еще и сегодня в Японии помнят имена знаменитых мастеров татуировки периода Эдо. К числу их относят: Хори Июуа, Каракуса-Гонта, Кон Кондзиро, Накамон, Кането, Яккозеи, Дарумакин, Ику.
До наших дней выдающиеся современные специалисты хори-моно отказываются использовать электрическую машинку нанесения татуировок.
Наиболее бросающаяся в глаза черта японской татуировки – это ее обширность. Татуировка, которая последовательно на протяжении нескольких лет выполнялась человеку, могла привести к возникновению композиции в форме «кимоно» или «распахнутого плаща». Такая татуировка носит название полной и плотно покрывает торс, оставляя незаполненным пространство по центру груди и живота. В верхней части она достигает локтей, заполняя предплечья, в нижней заканчивается на бедрах.
Характерные черты японской татуировки:
- асимметрия в отличие от классической татуировки маори с Новой Зеландии и часто бессмысленно разбросанных мотивов в европейской татуировке преступников; - четкое выявление ведущих мотивов; - введение мелких мотивов, которые иногда оплетают ведущие - мотивы и плотно заполняют поверхность тела; - повторение мелких мотивов; - фигурность ведущих мотивов, а второплановые мотивы, как и в племенных сообществах, геометрические; - обведение большинства мотивов декоративным контуром; старые мастера считали кромки композиции наиболее ценными местами и оттеняли их; - заполнение поверхности мотивов интенсивным цветом; - богатое колористическое разнообразие; - использование для выразительности татуировки знаний пластической анатомии человека, мышцы во время напряжения и расслабления как бы придают композиции движение, делая ее очень экспрессивной. - соски и пупок издавна использовались не для выражения иронии или сексуальности, что было характерно европейской татуировке у преступников, а как элементы мотивов – в качестве глаза дракона и т.п.; - динамичность некоторых композиций и в то же время статичная трактовка других; - разработка деталей большинства композиций и мотивов перед началом работы, либо копирование их, хотя сегодня допускают и реализацию идеи клиента; - завершение композиции путем заполнения мест на кромках геометрическим орнаментом, либо надписями.
| Тематика японской татуировки изобилует разнообразными мотивами, которые можно разделить на четыре группы: флора, фауна, религиозные и мифологические мотивы, связанные с необыкновенными приключениями героев:
Хризантема, некогда атрибут микадо, позже – символ настойчивости и решительности.
Пион – символ богатства и успеха в жизни.
Цветок сакуры - у которой лепестки опадают даже при легком дуновении точно так же безропотно, как и самурай отдает жизнь за своего господина - это символ времени и непрочности бытия.
Лист клена - несущий тоже значение, что красная роза в Европе.
Дракон - символизирует власть и силу, и одновременно объединяющий огонь и воду.
Карп - символизирует мужество, отвагу, стоицизм.
Тигр – символ бесстрашия.
Особое место занимают разнообразные морские и вообще водные мотивы, что объясняется просто: жизнь многих японцев место связана с морем. По этой причине в японской татуировке часто рядом с водными созданиями появляется мотив волны, служащий в качестве фона и выявления фактуры тела. Иногда он диктует стилистическое своеобразие.
В японской татуировке нашла себе место также многочисленная группа народных героев, святых, самураев и монахов, куртизанок, гейш, актеров театра кабуки, борцов сумо и т.д. Причем воплощаются портреты личностей всегда под углом «три четверти» и никогда – фронтально.
Значительное число мотивов японской татуировки по происхождению китайское, в том числе дракон, тигр, хризантема и пион.
Во время работы татуировщики пользуются палочками из бамбука с прикрепленными к ним иглами.
Для нанесения рисунка используются от одной до четырех иголок, для заполнения поверхности рисунка – комплект из тридцати иголок в форме пучка. Эта связка иголок называется «хари».
В процессе выполнения японской татуировки выделяют пять фаз:
- Первая фаза («судзи») - основана на нанесении на кожу эскиза мотива и всей композиции при помощи черной туши или же специального красителя, который прочно удерживается на коже. Для выполнения этой работы достаточно одного сеанса.
- Вторая фаза – выделение и закрепление контура инструментом с закрепленным на нем от одной до четырех иголок, которые погружают в очень густую черную тушь.
- Третья фаза - основана на накалывании кожи большим количеством иголок, собранных в пучок. Это позволяет достичь нужного наполнения композиции цветом и тона.
- Четвертая фаза «тсуки-хари» («тсуки» - пробивать и «хари» - связка иголок) - состоит в неглубоком накалывании небольшим количеством иголок значительных фрагментов поверхности тела без его оттенивания. Иголки вбиваются в кожу при помощи легких ударов основанием ладони, после чего иглы дополнительно вдавливаются в тело.
- Пятая фаза заключается в том, что во время накалывания кожи руке придается незначительный замах. Глубина накалывания при этом точно контролируется. Применение этой техники позволяет достигнуть наилучших эффектов при оттенивании поверхности композиции. Эта процедура наименее болезненная, поскольку тщательно контролируется, и в то же время наиболее сложная технически.
| Японские татуировщики используют преимущественно черный и красный пигменты, реже – бронзовый и совсем редко – зеленый и желтый. После каждой процедуры нанесения татуировки, клиент обязан принять ванну. Это улучшает самочувствие и делает татуировку более эффективной. Людей с только что сделанной татуировкой предостерегают от употребления алкоголя, поскольку алкоголь в сочетании с только что проведенным накалыванием кожи может привести к отравлению организма.
В современной Японии обладание татуировкой в целом оценивается негативно; в создании рядового японца татуировка является символом принадлежности к преступному миру, представителей которого в Японии называют якудза. Обладание татуировкой может помешать, например, сделать профессиональную карьеру, наиболее показательной в этом смысле является среда врачей. Татуированного врача не примет на работу ни одна клиника. Преступники якудза, организованные в банды, используют татуировку, у них она выполняет двойную функцию. Функцию идентификации: представитель якудзы узнает другого участника банды по татуировке. И функцию солидарности, укрепляя связи в рамках преступной группировки.
Обратим внимание читателя на ритуал, который связывает членов якудзы с татуировкой. После нанесения татуировки они подвергаются церемонии исключения из числа участников нормального общества и автоматического присоединения к замкнутой общественной группе. С этого момента представитель якудзы уже не может жениться на женщине, происходящей из «хорошей» семьи, его не примут на работу в учреждение, если только оно не находится под контролем преступного мира. Чаще других участники якудзы прибегают к мотивам, почерпнутым из иконографии, размещенной на картах, которые предназначены для азартной игры «хана-фуна» или «красное-черное». Этой игре якудза страстно отдается с незапамятных времен. Среди связанных с этой игрой мотивов наиболее излюбленными являются цветок черешни и лист клена, использованные с использованием красного и черного цветов. К числу других мотивов, часто используемых якудзой, принадлежат образы буддийских героев – таких, как мускулистый Нио Фудо – опекун преступного мира. Для якудзы они являются символами мужества и жестокости, то есть тех характерологических черт, которыми должны выделяться гангстеры. В то же время члены якудзы избегают украшать свое тело мотивами, представляющими женские божества – Каннон либо Бентен, которые часто появляются на спинах представителей иных общественных групп.
|